Методология — это система принципов и способов организации и построения деятельности теоретического и практического характера, а также учение об этой системе.
Основа методологии психологии личности
В процессе решения своих теоретических и практических задач психологическая наука всегда основывается на методологии, с помощью которой определяются исходные нормы и требования, а также принципы исследования и использования методов, правила оказания воздействия и др.
Принято выделять уровень специальной и общей методологии. Уровень общей методологии, выражает философскую позицию в отношении окружающего мира в общем, а также места и значения психики в нем, в частности. Содержание этого уровня представлено философскими законами.
Содержание уровня специальной методологии определяют принципы науки или теории.
Предмет психологии личности
Определение предмета психологии личности связано с решением нескольких существенных проблем. В современной психологической литературе ученые выделяют 3 самые важные особенности познавательной ситуации исследования личности:
- богатство феноменологии личности, которое выражается с помощью разнообразия индивидуальных особенностей человека (например, установки, черты, потребности, эмоции, предпочтения и др.), соотносимых с исследуемой областью знания;
- междисциплинарный статус проблем личности, означающий, что это понятие способно описывать широкую область знаний, некоторые стороны которой исследует не только психология, но и философия, история, социология и другие науки;
- неоднозначность положения, занимаемого личностью в процессе исследования (она может быть попеременно или одновременно субъектом или объектом исследования).
Богатство феноменологии личности отражается в 2 разных точках зрения. В соответствии с первой из них все многообразие проявлений личности можно свести к единственному психическому явлению (например, тип темперамента, стиль поведения, мотивация, темп и скорость речи и др.). Его адекватное и точное изучение может позволить проводить исследования личности в целом.
В соответствии со второй точкой зрения человек в качестве личности является системным объектом, который взаимодействует с другими сложными системами (природа, общество). Потребность в системном подходе проявляется в том случае, когда многообразие сведений, полученных об этом явлении, может потребовать обобщения и систематизации. В этой ситуации для формирования целостной картины необходимо изучать не только свойства, которые имманентно присущи объекту, но и особенности, проявляющиеся в ходе взаимодействия с прочими системными объектами.
При рассмотрении какого-либо явления в качестве системы, мы должны проводить его исследование с двух позиций: как некоторой качественной единицы, системы, имеющей свои специфические, уникальные свойства, или как часть макроструктуры (например, общественной). Также оно может быть частью микросистемы, закономерностям которой оно должно подчиняться.
Вторая особенность – междисциплинарный статус проблем личности – может потребовать определения специфики ее предмета в психологической науке. Из большого числа определений, которые дает психология личности, можно выбрать несколько. С позиции Кона И. С., «понятие личности характеризует человеческого индивида в качестве члена общества, обобщая интегрированные в нем социально значимые черты». Платонов К. К. рассматривал личность как «человека в качестве носителя сознания», а согласно мнению Ананьева Б. Г., «личность является субъектом общественного поведения и коммуникаций». К. Ясперс называл индивида личностью тогда, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством собственного, неделимого Я.
Третья особенность – неоднозначность положения, занимаемого личностью в ходе исследования. Она проявляется в особенной способности человека к рефлексии, к самосознанию и самопознанию. С одной стороны, данная способность может обеспечивать многообразие приемов и способов для диагностики личностных свойств, в том числе самооценочные техники и методики. С другой стороны, она способна снижать валидность эмпирических данных и позволяет испытуемому манипулировать ими по принципу социальной желательности. Для увеличения достоверности результатов психологических тестов, например, используются так называемые «шкалы лжи». Они включают вопросы, которые касаются несущественных поступков, иногда совершаемых большинством людей.
В основе разработки любого опросника лежат правила конструирования теста, а также те теоретические и методологические положения, которых чаще всего придерживается исследователь.
Методологические основы психологии личности
В целом понятие «личность» используется с целью обозначения особенностей, качеств или состояний индивида, которые обусловлены его предметной деятельностью и общением с другими индивидами.
Понятие «человек» шире понятия «личность» и означает субъекта познания, общения и деятельности. Понятие «индивид» используется при рассмотрении человека в качестве одного из нескольких представителей определенной общности (например, групп, коллектива, вида). Здесь нет указания на особенные качества и условия деятельности.
Индивидуальность характеризуется тем, что включает уникальные, неповторимые особенности, образующие в своем своеобразном сочетании человеческий характер. Он отличает индивида от других людей. В соответствии с точкой зрения Рубинштейна С. Л. «свойства личности никак нельзя свести только к ее индивидуальным особенностям. Они могут включать единичное, особенное и общее. Личность будет тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном будет представлено всеобщее.
В качестве предмета психологии личности выступает человек, который берется в рамках системы устойчивых социально обусловленных психологических характеристик. Их формирование и проявление происходит в общественных связях и отношениях, определяющих его поступки и действия, а также регулирующих и обуславливающих внутренние состояния и психические процессы.