Общая характеристика методики «Самохарактеристика»
Это методика, направленная на выявление актуального отношения человека к самому себе, а также к значимым для него людям.
Респонденту предлагается бланк, на котором отмечено 20 позиции, в соответствие с которыми он должен написать себе 20 характеристик через местоимение «Я».
Для получения спонтанных ответов с низким уровнем социальной желательности рекомендуется ставить временной лимит на заполнение анкеты в 10-15 минут.
Понятно, что обработка результатов данной анкеты является качественной, ибо анализируются определения и характеристики, которые приведены самим человеком. Однако полученные результаты важно уточнять в беседе с самим человеком, а также в совокупности с другими методиками.
Данная методика позволяет выявить актуальное состояние человека, его самоотношение и отношение к другим людям, стрессовые или кризисные периоды, доминирующие мотивы и потребности, ценностно-смысловые ориентации.
Самохарактеристика может применяться для широкого круга психодиагностических задач, но изначально она ориентирована на выявление самоотношения человека к самому себе.
Ее можно использовать как для подростков, так и для взрослых, в паре, в групповом и индивидуальном формате. Интересным для терапевтической работы является возможность повторения данной методики, что позволяет отследить динамику изменения самоотношения.
Вообще, проблема исследования самоотношения зародилась в русле «Я-концепции» Т. Куна, по мнению которого, социальные роли и ролевое поведение задают человеку способ самовосприятия и самоотношения себя как носителя этих социальных ролей. Характер этого самовосприятия отражается в самоописаниях человека.
Однако личность обладает способностью к самоанализу и саморефлексии, в результате чего человек анализирует и свои собственные психологические характеристики, и события вовне. Поэтому метод исследования самоотношения, помимо социальных ролей, выявляет разные представления человека о самом себе - выявляет ядерные представления.
Для исследования «Я-образа» Т.Куном и Т.Макпартлендом была создана нестандартизованная методика самоописания «Кто Я», в которой для ответа предлагаются 20 позиций.
Контент-анализ ответов
Качественная обработка данных позволяет распределить ответы респондентов на 2 категории: объективные и субъективные. К объективным ответам относятся те, которые отражают объективную действительность: ФИО, пол, возраст, национальная принадлежность, профессия, социальное положение. Объективная категория отражает ответ на вопрос: «Кто Я?».
Субъективная категория ответов отражает индивидуальные параметры личности: интересы, взгляды, ценности, мотивы, абстрактные мысли о самом себе, оценочные суждения о самом себе, личностно значимые характеристики. Субъективная категория отражает ответ на вопрос: «Какой Я?».
Практика контент-анализа показывает, что респонденты сперва склонны давать ответы в объективных категориях самоописания, только лишь в конце переходя к субъективным (если вообще перейдут).
Кроме этого, контент-анализ позволяет выявить следующие параметры: степень сформированности, когнитивной сложности, а также дифференцированности Я-образа респондента.
Принимая во внимание то количество характеристики, которое успел дать респондент за отведенное время, можно сказать, насколько вообще разработан у него «Я-образ», насколько он развит и структурирован.
В том числе, совокупность ответов-характеристик, позволяет оценить, насколько индивидуализированы и интегрированы представления человека о самом себе.
Разнообразие социальных ролей, которые определяет для себя респондент: социальные, межгрупповые, внутригрупповые, индивидуальные.
Степень устойчивости или изменчивости «Я-образа» прослеживается в тенденции респондента трансформировать семантические конструкты в ответах: переходить от описаний к существительным, от положительных характеристик к негативным.
Помимо этого, по характеру субъективных ответов можно также определить эмоциональное отношение к этим характеристикам, а значит и к самому себе (положительное, отрицательное, нейтральное (безоценочные характеристики), отчужденное (абстрактные характеристики)).
Порядок предъявления характеристик также имеет значение, как правило, более значимые для субъекта характеристики идентичности предоставляются первыми. Это говорит о более развитом уровне идентичности, соответствующей данным характеристикам. Также учитывает количество характеристик на разные идентичности: опять разнообразие характеристик отражает более высокий уровень развития этой идентичности.
Основные параметры анализа
Методика исследования самоотношения позволяет выявить два глобальных параметра: самооценка и множественные идентичности.
Интерпретация подразумевает количественную и качественную обработку: с точки зрения количественных параметров, подсчитывает количество отношений самого респондента. Самооценка считается адекватной, если соотношение положительных оценок к отрицательным составляет 60-80 % на 40-20 %, неадекватно завышенной, если число положительных превышает число отрицательных, а неадекватно заниженной в случае преобладания отрицательных оценок. Неустойчивая самооценка определяется в результате примерно равного распределения положительных и отрицательных оценок.
Помимо анализа самооценки, данная методика позволяет проанализировать множественные идентичности личности (половая, социальная, индивидуальная, профессиональная, семейная, физическая, духовная и т. д.).
Респондент отражает свою идентичность несколькими путями: прямо (отражает осознанное принятие своей идентичности); косвенно (характеризует менее осознаваемую и принимаемую идентичность); отсутствием выражения (в ответах может отсутствовать и прямое, и косвенное отражение идентичности, что может говорить о высоком уровне вытеснения или отсутствия интеграции и сознательной структуры «Я-образа»).
Анализ параметров идентичности строится на основе следующих показателей:
- Я социальное: пол, сексуальная роль, учебно-профессиональная роль, семейная роль, этническая и религиозная роль, групповая роль (восприятие себя в группе).
- Я коммуникативное: круг общения, друзей, я как субъект общения.
- Я материальное: уровень материальной обеспеченности, владение собственностью, отношение к материальному миру.
- Я физическое: субъективная оценка своих внешних параметров и способностей, объективное описание своей внешности, привычки и пристрастия.
- Я деятельностное: характеристики увлечений, интересов, занятий, самооценка собственных способностей.
- Я перспективное: характеристики себя в развитии в перспективе (во всех перечисленных ранее сферах).
- Я рефлексивное: оценка своих индивидуальных качеств и способностей, а также оценка себя в глобальном масштабе.