Психологическое здоровье детей школьного возраста
Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
При осуществлении оценки психологического здоровья детей школьного возраста, необходимо помнить, что личность ребенка в этот период еще только формируется, и в этой связи его основным критерием является полноценное личностное и психическое развитие.
Критерии полноценного психического развития учащегося:
- Отсутствие/наличие у ребенка школьного возраста хронических нервно-психических заболеваний и расстройств.
- Отсутствие/наличие в деятельности нервно-психической сферы ребенка различных функциональных отклонений.
- Достижение определенного уровня нервно-психического развития.
Однако, основным критерием по котором можно судить о психологическом здоровье ребенка школьного возраста, является его успешная адаптация в окружающем социуме.
В психологии выделяют следующие уровни психологического здоровья учащегося:
Креативный уровень - представляет собой высший уровень психического здоровья ребенка. Если психическое здоровье ребенка находится на креативном уровне, то он не нуждается в специальной профессиональной психологической помощи, достаточно устойчив и легко адаптируется к любой среде и к смене условий.
Адаптивный уровень – включает в себя основную массу так называемых «благополучных» детей, которые в общем адаптированы к окружающему социуму, но при этом имеют отдельные признаки дезадаптации и тревожности.
Ассимилятивно-аккомодативный уровень – низкий уровень психического здоровья, включает в себя две группы детей:
- дети, которые не способны гармонично взаимодействовать с окружающими, в связи с чем, стремятся изменить окружающий мир, проявляется это эпатажным поведением, частыми конфликтами со сверстниками и взрослыми и т.д.;
- дети, имеющую психологическую зависимости от ряда внешних факторов, не владеют в полной мере механизмами самозащиты и поэтому всячески стремятся отдалиться от травмирующих влияний среды, для них характерным является приспособленчество, старательность, прилежность и т.д.
Диагностика психологического здоровья учеников общеобразовательных учреждений
В настоящее время в соответствии с Концепцией развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях страны большое значение придается своевременной и всесторонней диагностике психологического здоровья учащихся.
Основные параметры и критерии мониторинга уровня психического здоровья учащихся:
- Уровень тревожности.
- Уровень стрессоустойчивости.
- Уровень стабильного эмоционального состояния.
- Уровень адаптированности к условиям школы (определяется у учащихся 1, 5 и 11 классов).
Уровни определяются по шкале, включающей в себя показатели «высокий», «норма», «низкий». В качестве диагностических методик используется совокупность разнообразных методов. Однако, основным и наиболее популярным методом диагностики психологического здоровья учащихся является научное наблюдение.
Научное наблюдение – это научный метод, который заключается в осуществлении целенаправленного сбора фактов о деятельности и поведении учащихся с их дальнейшим анализом.
При проведении метода научного наблюдения при диагностике психологического здоровья учащихся, к данному методу предъявляют ряд требований:
- сохранение естественных условий, в которых ежедневно пребывают учащиеся в рамках образовательного учреждения;
- целенаправленность изучения и поэтапность фиксации получаемых результатов.
К достоинствам метода научного наблюдения относятся:
- доступность и простота в организации;
- не оказывает искажающего воздействия на течение психических процессов;
- предоставляет возможность сбора обширных сведений и информации.
В процессе проведения научного наблюдения необходимо четко следовать поставленной цели и задачам. Кроме того, важно точно установить объект наблюдения, выбрать ситуации, в которых оно будет организовано, способ изучения, временные границы и способ регистрации полученных данных.
Перед началом проведения наблюдения необходимо также определиться и с типом наблюдения (скрытое, явное, включенное и т.д.). Как показывает практика наиболее действенным и результативным является такой тип наблюдения, как непосредственное научное наблюдение. Это наблюдение, проводимое самим исследователем, в естественной для учащегося среде. Чаще всего его проводит классный руководитель.
Основные критерии эффективности проведения научного наблюдения за состояние психологического здоровья учащихся:
- Целенаправленность научного наблюдения - наличие конкретной цели позволяет собирать необходимы для исследования материал и информацию.
- Планомерность научного наблюдения - позволяет определить пути наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение.
- Систематичность научного наблюдения - позволяет выделить закономерные процессы.
- Аналитичность научного наблюдения - позволяет объяснить наблюдаемые факты.
- Регистрация результатов научного наблюдения - исключает ошибки, уменьшает субъективизм выводов.
- Возможность оперировать однозначными понятиями специальных терминов - позволяет четко обозначить наблюдаемый материал.
Таким образом, метод научного наблюдения, позволяет организовать диагностику психологического здоровья учащихся по всем необходимым критериям, в короткий срок, с минимальными временными затратами. Данные, полученные по результатам проведенного научного наблюдения, позволят разделить детей на группы, в зависимости от уровня психологического здоровья, разработать и реализовать для каждой группы коррекционную программу.