Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика диагностики психологического здоровья учащегося

Психологическое здоровье детей школьного возраста

Определение 1

Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

При осуществлении оценки психологического здоровья детей школьного возраста, необходимо помнить, что личность ребенка в этот период еще только формируется, и в этой связи его основным критерием является полноценное личностное и психическое развитие.

Критерии полноценного психического развития учащегося:

  1. Отсутствие/наличие у ребенка школьного возраста хронических нервно-психических заболеваний и расстройств.
  2. Отсутствие/наличие в деятельности нервно-психической сферы ребенка различных функциональных отклонений.
  3. Достижение определенного уровня нервно-психического развития.

Однако, основным критерием по котором можно судить о психологическом здоровье ребенка школьного возраста, является его успешная адаптация в окружающем социуме.

В психологии выделяют следующие уровни психологического здоровья учащегося:

  1. Креативный уровень - представляет собой высший уровень психического здоровья ребенка. Если психическое здоровье ребенка находится на креативном уровне, то он не нуждается в специальной профессиональной психологической помощи, достаточно устойчив и легко адаптируется к любой среде и к смене условий.

  2. Адаптивный уровень – включает в себя основную массу так называемых «благополучных» детей, которые в общем адаптированы к окружающему социуму, но при этом имеют отдельные признаки дезадаптации и тревожности.

  3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень – низкий уровень психического здоровья, включает в себя две группы детей:

    • дети, которые не способны гармонично взаимодействовать с окружающими, в связи с чем, стремятся изменить окружающий мир, проявляется это эпатажным поведением, частыми конфликтами со сверстниками и взрослыми и т.д.;
    • дети, имеющую психологическую зависимости от ряда внешних факторов, не владеют в полной мере механизмами самозащиты и поэтому всячески стремятся отдалиться от травмирующих влияний среды, для них характерным является приспособленчество, старательность, прилежность и т.д.
«Методика диагностики психологического здоровья учащегося» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Диагностика психологического здоровья учеников общеобразовательных учреждений

В настоящее время в соответствии с Концепцией развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях страны большое значение придается своевременной и всесторонней диагностике психологического здоровья учащихся.

Основные параметры и критерии мониторинга уровня психического здоровья учащихся:

  1. Уровень тревожности.
  2. Уровень стрессоустойчивости.
  3. Уровень стабильного эмоционального состояния.
  4. Уровень адаптированности к условиям школы (определяется у учащихся 1, 5 и 11 классов).

Уровни определяются по шкале, включающей в себя показатели «высокий», «норма», «низкий». В качестве диагностических методик используется совокупность разнообразных методов. Однако, основным и наиболее популярным методом диагностики психологического здоровья учащихся является научное наблюдение.

Определение 2

Научное наблюдение – это научный метод, который заключается в осуществлении целенаправленного сбора фактов о деятельности и поведении учащихся с их дальнейшим анализом.

При проведении метода научного наблюдения при диагностике психологического здоровья учащихся, к данному методу предъявляют ряд требований:

  • сохранение естественных условий, в которых ежедневно пребывают учащиеся в рамках образовательного учреждения;
  • целенаправленность изучения и поэтапность фиксации получаемых результатов.

К достоинствам метода научного наблюдения относятся:

  • доступность и простота в организации;
  • не оказывает искажающего воздействия на течение психических процессов;
  • предоставляет возможность сбора обширных сведений и информации.
Замечание 1

В процессе проведения научного наблюдения необходимо четко следовать поставленной цели и задачам. Кроме того, важно точно установить объект наблюдения, выбрать ситуации, в которых оно будет организовано, способ изучения, временные границы и способ регистрации полученных данных.

Перед началом проведения наблюдения необходимо также определиться и с типом наблюдения (скрытое, явное, включенное и т.д.). Как показывает практика наиболее действенным и результативным является такой тип наблюдения, как непосредственное научное наблюдение. Это наблюдение, проводимое самим исследователем, в естественной для учащегося среде. Чаще всего его проводит классный руководитель.

Основные критерии эффективности проведения научного наблюдения за состояние психологического здоровья учащихся:

  1. Целенаправленность научного наблюдения - наличие конкретной цели позволяет собирать необходимы для исследования материал и информацию.
  2. Планомерность научного наблюдения - позволяет определить пути наиболее эффективного исследования, т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение.
  3. Систематичность научного наблюдения - позволяет выделить закономерные процессы.
  4. Аналитичность научного наблюдения - позволяет объяснить наблюдаемые факты.
  5. Регистрация результатов научного наблюдения - исключает ошибки, уменьшает субъективизм выводов.
  6. Возможность оперировать однозначными понятиями специальных терминов - позволяет четко обозначить наблюдаемый материал.
Замечание 2

Таким образом, метод научного наблюдения, позволяет организовать диагностику психологического здоровья учащихся по всем необходимым критериям, в короткий срок, с минимальными временными затратами. Данные, полученные по результатам проведенного научного наблюдения, позволят разделить детей на группы, в зависимости от уровня психологического здоровья, разработать и реализовать для каждой группы коррекционную программу.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot