Понятие личности и индивидуальности
Человек уже рождается человеком, у него в генах заложены природой предпосылки для развития человеческих качеств и признаков. Строение человеческого тела предполагает прямохождение, структура мозга дает возможность развития интеллекта, строение рук перспективы для использования орудий труда и так далее. Этим человеческий младенец отличается от детеныша животных. Факт принадлежности младенца к роду человеческому фиксируется в понятии индивид. В данном термине воплощается родовая принадлежность человека. Индивид - это и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны.
Человек является биологическим существом, животным, которое наделено сознанием, речью, обладающее способностью трудиться, а также познавать окружающую действительность и изменять, преобразовывать ее. Вместе с тем, человек – общественное существо. Это важный признак, потому что общественные отношения и общественная жизнь, коллективный труд подчинили себе и изменили телесную, биологическую организацию человека.
В психологии широко употребляется также понятие «личность».
Личность – социально-психологическая сущность человека, которая является результатом усвоения человеком общественных форм поведения и сознания.
Личность способна осуществлять выбор и оценивать последствия принятых решений, иметь активную жизненную позицию.
Природные особенности являются важными предпосылками, необходимым условием психического развития, но при этом они не определяют характер, способности, интересы, идеалы, убеждения человека. Мозг, являясь биологическим образованием, служит предпосылкой для проявлений личности, но сами они - это продукт общественного человеческого бытия. Существо, которое обладает человеческим мозгом, развиваясь вне рамок человеческого общества, не станет никогда даже подобием личности.
В психологии вместе с понятиями «личность» и «человек» употребляют также понятие «индивидуальность».
Индивидуальность - это личность определенного человека, в ее конкретном варианте, как неповторимый симбиоз своеобразных психологических особенностей.
Структура личности
Личность представляет собой сложное целое. Одновременно в этом сложном целом выделяется структура личности. Это три основных блока:
- направленность личности, то есть система отношений к окружающему миру, которая включает потребности, интересы, мотивы поведения, идеалы, убеждения, склонности, мировоззрение;
- возможности личности, так называемые способности и задатки;
- психологические особенности поведения, включающие темперамент и характер.
Психологические характеристики личности
Существует три самые важные психологические характеристики личности:
- устойчивость,
- единство,
- активность.
Не смотря на изменчивость и пластичность психических проявлений личности, отчетливо проявляется относительное постоянство ее психического склада, что дает возможность предвидеть поведение определенной личности в разных ситуациях.
Личность является единым целым, где все черты неразрывно связаны между собой. При этом каждая черта личности обретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Именно поэтому личность формируется и воспитывается в целом, а не по частям.
Активность личности выражается в многосторонней и многообразной деятельности, которая направлена на познание и преобразование окружающего нас мира, на трансформацию собственной природы и психического склада.
Для эмпирической психологической характеристики личности необходимо определить направление анализа. Это обусловлено сложностью и противоречивостью объекта.
Для правильного понимания личности требуется анализ социальной ситуации, в которой развивается личность, ее социальной позиции и статуса. Изучая динамические тенденции личности, в частности, ее потребности, интересы, мотивы, желания, ценностные ориентации, установки, идеалы, ее направленность, можно понять и интерпретировать содержание выполняемых личностью социальных ролей, ее статус и позицию.
Следует отметить, что качество исполняемых ролей, статус, позиция обусловлены как динамическими тенденциями личности, так и потенциалом индивидуально-психического развития, задатками, способностями и одаренностью.
Реализованные социальные роли, личностный статус, мотивы и потребности, ценностные ориентации и установки, динамика и структура отношений личности, преобразуются в систему устойчивых свойств личности – черты характера, которые выражают отношение человека к людям, среде и самому себе.