Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Изучение специфики возникновения психологических барьеров при различных типах отношения к людям

Все предметы / Психология / Изучение специфики возникновения психологических барьеров при различных типах отношения к людям
Определение 1

Психологические барьеры – это определенные психологические состояния личности субъекта, которые препятствуют достижению цели либо реализации того или иного вида деятельности.

Стоит отметить, что это трактовка понятия «психологический барьер» является условной, так как не существует единого определения. Каждый исследователь данного направления дает свое определение термина и выделяет различные причины возникновения психологических барьеров.

Классификация психологических барьеров и специфика их возникновения

В настоящее время психологические барьеры имеют сложную классификацию и отличаются широким многообразием, поэтому в данной статье рассмотрим только некоторые из них:

  1. Барьеры темперамента.

    Одними из наиболее значимых являются барьеры темперамента. Их возникновение основано на личностных особенностях субъекта. Известным фактом является то, что существуют определенные типы личности, которым свойственны определенные признаки. Знание типов личности может дать информацию о поведении человека в той или иной ситуации, а также о его характеристике. Выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. При тесном общении с человеком легко определить его тип темперамента. Эта информация, у обладающего знанием человека, формирует понимание, почему с данной личностью сложнее или легче установить контакт и как себя вести при коммуникации.

  2. Барьеры отрицательных эмоций.

    Ключевую роль в общении играют барьеры отрицательных эмоций. Они формируются в зависимости от эмоциональных переживаний, которые испытывает человек в данный момент времени. Различают барьеры страдания, гнева, стыда и вины, брезгливости, страха, презрения и плохого настроения. Основным фактором здесь является то, что человек концентрирует свое внимание на определенной проблеме, эмоции или чувстве и не может думать о чем-то другом. К примеру, человек с барьером страдания акцентирует свое внимание на боли, которую он испытывает, а разгневанный человек думает только о причине его гнева.

  3. Барьеры внутренних установок.

    Данные барьеры основаны на наличии определенного мнения или чувства субъекта. Человек может иметь особые положительные или отрицательные установки на определенных субъектов, предметы, ситуации и т.д. Зачастую данные установки становятся более прочными с течением времени. Люди, которые обладают похожими установками, могут объединяться в группы или коллективы.

  4. Барьеры стереотипа.

    Под стереотипом понимают заранее сформированное представление, которое не основано на собственном опыте субъекта. Они могут сложиться у определенной группы людей о различных характеристиках другой группы. Часто стереотипы преувеличены, упрощены и обладают устойчивостью. Человек может обладать устойчивым мнением, однако, оно объективно ни на чем не основано. При коммуникации такие барьеры, как правило, искажают передачу информации.

  5. Барьеры отсутствия интереса.

    Если человеку не интересна информация, которую он воспринимает, то ему сложно или иногда невозможно сконцентрировать на ней свое внимание.

  6. Барьеры речи.

    Данные барьеры могут быть сформированы при неточных, невнятных высказываниях, быстром темпе речи, использовании неизвестного языка, специфического жаргона или сленга, неадекватном использовании мимики и жестов и т.д.

  7. Барьеры пренебрежения фактами.

    Указанные барьеры возникают у субъектов, которые не обладая достаточным количеством информации, стремятся сделать вывод или заключение.

  8. Мотивационные барьеры.

    Мотивационные барьеры формируются при наличии разных целей у коммуницирующих субъектов.

  9. Интеллектуальные барьеры.

    Интеллектуальные барьеры могут возникнуть при коммуникации субъектов, обладающих разными типами мышления или уровнями интеллектуального развития, а также разной скоростью мыслительных процессов.

  10. Моральные или этические барьеры.

    Данные барьеры основаны на разнице морально-нравственных качеств субъектов.

  11. Эстетические барьеры.

    Эти барьеры возникают в ситуациях, когда субъекту неприятен внешний вид другого субъекта, к примеру, его стиль одежды, внешность, аксессуары и т.д.

Влияние психологических барьеров на типы взаимоотношений

В течение жизни человек сталкивается с различными типами психологических барьеров. Это является нормальной практикой в деятельности личности. Для улучшения коммуникации и бесконфликтного общения субъекту необходимо устранять или снижать барьеры.

Выделяют следующие типы взаимоотношений между людьми: знакомство, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения. Главным фактором является степень вовлеченности субъекта в отношения.

Структура личности представляет собой совокупность социокультурных, психологических и индивидуальных характеристик.

К социокультурным относят национальность, статус в обществе, профессию, уровень образования, политические взгляды и веру. Таким образом, социокультурные характеристики личности имеют зачатки формирования барьеров стереотипа, речи, а также моральных барьеров.

Под психологическими характеристиками личности понимают интеллект, мотивацию, характер и темперамент. Они могут являться базисом формирования интеллектуальных, мотивационных барьеров и барьера темперамента.

Индивидуальные характеристики представляют собой уникальные особенности личности субъекта. Они могут формировать эстетические барьеры, барьер пренебрежения фактами и барьер отсутствия интереса.

Таким образом, преодоление психологических барьеров способствует сокращению дистанции между субъектами, увеличению количества взаимодействий и устранению ролевых клише. В негативном аспекте наличие устойчивых психологических барьеров усугубляет отношения между людьми, обостряет конфликтность, что в итоге может привести к деструктивным взаимоотношениям субъектов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис