Основываясь на конкретных задачах, психологи выделяют следующие главные важнейшие направления работы с подростками:
Профилактические меры
Проблемы лучше предотвращать, чем потом их преодолевать, поэтому профилактика является приоритетной для психолога в работе с подростками.
Понимая, что дети в этом возрасте находятся в сложном критическом периоде развития, профилактические меры возможных проявлений являются основными задачами психологов. Профилактическая работа соответствует следующим принципам:
- своевременное вмешательство, которое подразумевает нахождение проблемных вопросов у подростков в процессе обучения, либо имеющиеся отклонения в развитии защитных механизмов в психике подростков;
- постоянство в системе организации психологического сопровождения, соответствующие конкретным этапам развития .
Таким образом, возрастное развитие ребенка проходит под контролем психолога и включается в последовательные мероприятия, которые направлены на создание адаптации подростка во время кризисных этапов.
Важность профилактических мероприятий для психики подростка является бесспорной. В сложные периоды жизни и необходимо психологическое сопровождение. Профессиональный подход специалиста, который осуществляет сопровождение подростка в кризисный период имеет очень большое значение.
Осуществление главных принципов профилактики возможно при формировании единой системы понимания ребенка как взрослеющей личности. Только благодаря созданию комплекса профилактических методик и программ, возможна реальная поддержка.
Такие программы, сохраняющие психологическое здоровье подростков и обеспечивающие благоприятные условия для развития, определяют направление формирования характера в процессе школьного обучения. Данная программа призвана проявлять индивидуальные характеристики каждого ребенка и давать поддержку в случае проблемных ситуаций.
Диагностические меры
Важная роль диагностики в процессе работы с подростками очевидна. При этом необходимо понимать, что кроме диагностики существуют еще другие важные направления работы с детьми.
Диагностическая работа является основой процесса поддержки подростков, но сюда необходимо включать комплекс развивающих и коррекционных мероприятий.
Для психолога при работе с подростками важными направлениями являются:
- умственное развитие;
- индивидуальное развитие и формирование характера;
- взаимодействие ребенка с другими через общение;
- внутренний потенциал;
- индивидуальные проявления склонностей и талантов.
Конструктивно-просветительские меры
Сюда входит работа по предупреждению конфликтных ситуаций, вызванных психологическими явлениями.
Данный способ осуществляется в виде консультаций активных воздействий, психологических бесед. Подобные беседы проводятся руководством учреждения при полученных сведениях психологов и соответствующих лиц.
Консультационные меры
Включают в себя пояснения и интерпретацию психологических состояний детей, поведение преподавателей и подростков во время школьного обучения и в повседневной жизни;
Воспитательные меры
Включают в себя подбор и организацию мероприятий, которые направлены на нравственное воспитание подростков, развитие у них конкретных качеств характера, целенаправленное воздействие на определённых людей и создание благоприятных отношений в школьных и педагогических коллективах.
Методические меры
Включают в себя создание и адаптацию различных методов обучения и развития, новейшие методики диагностики, профилактики и терапии.