Метакогнитивное направление в исследовании обучаемости личности
Метакогнитивные качества личности – это выраженная в той или иной степени результативная сторона матакогнитивных процессов, которая выступает в качестве конкретной личностной характеристики.
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений в психологии, является исследование проблем обучаемости и общих способностей индивида в разные возрастные периоды. Несмотря на всю актуальность данной проблемы, до сих пор нет единого и общепринятого определения понятия «обучаемость». Кроме того, в недостаточной мере развит и методический аппарат по исследованию обучаемости.
Обучаемость представляет особую значимость не только для детей и подростков, которые проходят обязательное обучение в школе и получают специальность в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Обучаемость важна и для лиц, которые заняты определенной профессиональной деятельность, но у них есть потребность или необходимость в повышении квалификации или переквалификации. Именно поэтому обучаемость исследуется в рамках возрастной и педагогической психологии.
На сегодняшний день одним из наиболее молодых и активно развивающихся направлений психологий, занимающихся исследованием обучаемости и творческих способностей у людей разных возрастов, является метакогнитивизм.
Метакогнитивизм берет свое начало в 1970-х года ХХ века. В современной своей интерпретации он представляет собой своеобразную площадку для инновационных открытий и разработок. Данное направление пока еще недостаточно разработано, но при этом очень перспективно.
Исследованием метакогнитивных качеств личности в настоящее время занимается достаточно большое количество как отечественных, так и зарубежных психологов. Несмотря на то, что данное направление является относительно молодым, его теоретические база постоянно расширяется, разрабатываются и внедряются новые психодиагностические методики и концепции, а также новые научные течения и направления непосредственно внутри самого метакогнитивизма.
С целью исследования влияния метакогнитивных качеств как фактора успешного обучения у людей разных возрастов, активно работают отечественные и зарубежные специальные лаборатории. Кроме того, постоянно расширяется и круг задач, которые решает данная область психологии.
Исследования влияния метакогнитивных качеств личности на переквалификацию взрослых
Несмотря на то, что в настоящее время значительно возросло количество метакогнитивных исследований, особое место занимает изучение влияние метакогнитивных качеств личности на обучаемость взрослых индивидов, а именно повышение ими квалификации и переквалификации. Данное направление развивается достаточно интенсивно и автономно.
Проведенные метакогнитивные исследования показали, что существует определенная зависимость между метакогнитивными качествами личности и уровнем обучаемости взрослого человека. Кроме того, было доказано, что данные качества взаимосвязаны с уровнем интеллекта, креативности и творчества у индивида.
Зависимость между метакогнитивными качествами и обучаемостью взрослого индивида проявляется не только в аналитическом плане, но и в степени развития у него креативности и интеллекта, а также индивидуальной мерой развития отдельных метакогнитивных процессов, осуществляемых в структурном плане.
При прохождении переквалификации и повышении квалификации, такие качества личности как интеллект и креативность выступают как наиболее значимые детерминантные структуры метакогнитивных процессов.
Исследование креативности и интеллекта, в рамках обучаемости обусловлено тем, что именно данные качества входят в ее состав и имеют особое значение в процессе обучения взрослого человека. В силу этого, взаимосвязь между метакогнитивными качествами личности и обучаемости вполне обоснована и доказана.
Особого внимания заслуживают исследования, которые проводятся сотрудниками психологической лаборатории Колумбийского университета Соединенных Штатов Америки. Исследования направлены на изучение влияния метакогнитивных процессов личности на обучение у людей разных возрастов (от детей дошкольного возраста до пожилых людей).
Данные исследования интересны тем, что они в динамике показывают, как именно влияют метакогнитивные качества личности на успешность обучения человека в разные возрастные периоды.
Особое внимание в этих исследованиях отводится изучению мнемотехнических приемов в процессе обучения взрослых людей. С исследовательской целью данные приемы внедряются в процесс повышения квалификации и переквалификации специалистов.
Специфика мнемотехнических приемов заключается в том, что они предполагают организацию распределения времени учащегося и метакогнитивный контроль в процессе обучения
Метакогнитивный контроль (в обучении) – это эффект значительного промежутка времени между периодами обучения.
Кроме того, особый интерес вызывает влияние метакогнитивных процессов на успешность индивидуального и группового обучения личности. Данный интерес не является случайным, так как эффективность обучения взрослого человека (повышение квалификации, переквалификация и т.д.) в общем смысле, во много зависит от развития метапроцессов в основном в период детства и подросткового возраста, на чем делается акцент американскими исследователями.
Таким образом, исследование взаимосвязи метакогнитивных качеств личности взрослого человека и успешность его обучения (повышения квалификации, переквалификация и т.д.) не теряет своей актуальности. В настоящее время метакогнитивные исследования проводятся не только отечественными, но и зарубежными исследователями. Основа данных исследования заключается в определении возможной взаимосвязи между степенью развития обучаемости (как отдельного вида общих способностей взрослого человека) и основными параметрами метакогнитивных процессов и свойств личности.