Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метакогнитивные качества личности как фактор успешного прохождения переквалификации взрослых

Метакогнитивное направление в исследовании обучаемости личности

Определение 1

Метакогнитивные качества личности – это выраженная в той или иной степени результативная сторона матакогнитивных процессов, которая выступает в качестве конкретной личностной характеристики.

В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений в психологии, является исследование проблем обучаемости и общих способностей индивида в разные возрастные периоды. Несмотря на всю актуальность данной проблемы, до сих пор нет единого и общепринятого определения понятия «обучаемость». Кроме того, в недостаточной мере развит и методический аппарат по исследованию обучаемости.

Обучаемость представляет особую значимость не только для детей и подростков, которые проходят обязательное обучение в школе и получают специальность в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Обучаемость важна и для лиц, которые заняты определенной профессиональной деятельность, но у них есть потребность или необходимость в повышении квалификации или переквалификации. Именно поэтому обучаемость исследуется в рамках возрастной и педагогической психологии.

На сегодняшний день одним из наиболее молодых и активно развивающихся направлений психологий, занимающихся исследованием обучаемости и творческих способностей у людей разных возрастов, является метакогнитивизм.

Замечание 1

Метакогнитивизм берет свое начало в 1970-х года ХХ века. В современной своей интерпретации он представляет собой своеобразную площадку для инновационных открытий и разработок. Данное направление пока еще недостаточно разработано, но при этом очень перспективно.

Исследованием метакогнитивных качеств личности в настоящее время занимается достаточно большое количество как отечественных, так и зарубежных психологов. Несмотря на то, что данное направление является относительно молодым, его теоретические база постоянно расширяется, разрабатываются и внедряются новые психодиагностические методики и концепции, а также новые научные течения и направления непосредственно внутри самого метакогнитивизма.

«Метакогнитивные качества личности как фактор успешного прохождения переквалификации взрослых» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С целью исследования влияния метакогнитивных качеств как фактора успешного обучения у людей разных возрастов, активно работают отечественные и зарубежные специальные лаборатории. Кроме того, постоянно расширяется и круг задач, которые решает данная область психологии.

Исследования влияния метакогнитивных качеств личности на переквалификацию взрослых

Несмотря на то, что в настоящее время значительно возросло количество метакогнитивных исследований, особое место занимает изучение влияние метакогнитивных качеств личности на обучаемость взрослых индивидов, а именно повышение ими квалификации и переквалификации. Данное направление развивается достаточно интенсивно и автономно.

Проведенные метакогнитивные исследования показали, что существует определенная зависимость между метакогнитивными качествами личности и уровнем обучаемости взрослого человека. Кроме того, было доказано, что данные качества взаимосвязаны с уровнем интеллекта, креативности и творчества у индивида.

Замечание 2

Зависимость между метакогнитивными качествами и обучаемостью взрослого индивида проявляется не только в аналитическом плане, но и в степени развития у него креативности и интеллекта, а также индивидуальной мерой развития отдельных метакогнитивных процессов, осуществляемых в структурном плане.

При прохождении переквалификации и повышении квалификации, такие качества личности как интеллект и креативность выступают как наиболее значимые детерминантные структуры метакогнитивных процессов.

Исследование креативности и интеллекта, в рамках обучаемости обусловлено тем, что именно данные качества входят в ее состав и имеют особое значение в процессе обучения взрослого человека. В силу этого, взаимосвязь между метакогнитивными качествами личности и обучаемости вполне обоснована и доказана.

Особого внимания заслуживают исследования, которые проводятся сотрудниками психологической лаборатории Колумбийского университета Соединенных Штатов Америки. Исследования направлены на изучение влияния метакогнитивных процессов личности на обучение у людей разных возрастов (от детей дошкольного возраста до пожилых людей).

Данные исследования интересны тем, что они в динамике показывают, как именно влияют метакогнитивные качества личности на успешность обучения человека в разные возрастные периоды.

Замечание 3

Особое внимание в этих исследованиях отводится изучению мнемотехнических приемов в процессе обучения взрослых людей. С исследовательской целью данные приемы внедряются в процесс повышения квалификации и переквалификации специалистов.

Специфика мнемотехнических приемов заключается в том, что они предполагают организацию распределения времени учащегося и метакогнитивный контроль в процессе обучения

Определение 2

Метакогнитивный контроль (в обучении) – это эффект значительного промежутка времени между периодами обучения.

Кроме того, особый интерес вызывает влияние метакогнитивных процессов на успешность индивидуального и группового обучения личности. Данный интерес не является случайным, так как эффективность обучения взрослого человека (повышение квалификации, переквалификация и т.д.) в общем смысле, во много зависит от развития метапроцессов в основном в период детства и подросткового возраста, на чем делается акцент американскими исследователями.

Таким образом, исследование взаимосвязи метакогнитивных качеств личности взрослого человека и успешность его обучения (повышения квалификации, переквалификация и т.д.) не теряет своей актуальности. В настоящее время метакогнитивные исследования проводятся не только отечественными, но и зарубежными исследователями. Основа данных исследования заключается в определении возможной взаимосвязи между степенью развития обучаемости (как отдельного вида общих способностей взрослого человека) и основными параметрами метакогнитивных процессов и свойств личности.

Дата последнего обновления статьи: 04.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot