Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Творчество и творческий процесс с точки зрения психологии

Все предметы / Психология / Творчество и творческий процесс с точки зрения психологии
Определение 1

Творчество - это деятельность в результате которой создается что-либо качественно новое.

Определение 2

Творческий процесс - это деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей, которая характеризуется уникальностью произведенного результата.

Особенности творчества в психологии

Изучением особенностей творчества и творческого процесса занимается когнитивная психология.

К числу основных психологических условий, при которых реализуется творческий процесс, относятся:

  • особенности личности человека (должны присутствовать качества креативности);
  • активность головного мозга не должна чрезмерно превышать определенный порог;
  • способность не пропустить хорошую идею и интересную мысль;
  • обладание возможностью получения и использования подсказок.

Творческий процесс в психологическом смысле состоит из последовательных этапов:

  1. Этап подготовки (установление цели и первоначальные действия по ее воплощению в жизнь).
  2. Этап инкубации (отвлечение внимания от цели и перевод мыслей на другой объект).
  3. Этап просветления (переход к сути цели на уровне интуиции).
  4. Этап проверки (проведение испытаний или реализации результата).

Психологические методы в творчестве и творческом процессе

Контрольные вопросы. Этот метод заключается в том, что человек обладает способностью переформулировать появившиеся проблемы в вопросы, активизируя тем самым процесс мышления.

Мозговая атака. Данный метод состоит из двух элементов - мозгового штурма и мозгового шторма. Первый характеризуется переосмыслением как своих идей, так и тех, что были высказаны другими людьми. Внесение поправок и предложений носит исключительно конструктивный характер. При этом обязательно учитывать мнение критиков, экспертов в этой области. Он требует оценки, анализа, критики, предположения возможных неудач, положительных моментов. Проведение второго состоится посредством общения нескольких людей, генерирующих идеи. Каждый выдвигает предложения в ограниченный временной интервал, применяя при этом свои подсознательные способности. Критика, анализ и оценка при этом являются недопустимыми.

Готовые работы на аналогичную тему

Фокальные объекты. В этом случае речь идет о способности переносить принадлежащие выбранным случайным образом объектам свойства на объект, который подлежит процессу совершенствования.

Анализ морфологии. Все варианты реализации поставленной цели, находящиеся в мыслях, подлежат систематизации, а также рассматриваются их различные необычные и неожидаемые сочетания. Для начала необходимо сформулировать саму проблему, утвердить список задач, зафиксировать в сознании все особенности исследуемого объекта, затем определить все возможные варианты решения и выбрать одно наиболее подходящее.

Сосредоточение на свойствах. Применяется в случае, когда уже существует определенный замысел. Он направлен на выявление определенных свойств, черт, особенностей понятия, предмета или человека. Далее эти свойства подлежат изменению разными методами до того момента, пока не будут определены и выбраны всевозможные альтернативы.

Охота за мыслью. Это весьма необычный метод, так как он заключается в прекращении творческого процесса. Его суть состоит в том, чтобы, когда силы уже на исходе, на время остановить свои поиски, отвлечься. При этом предполагается, что в момент отвлечения сознания на другие вещи, свою творческую работу продолжает осуществлять подсознание. Отрицательным фактором является то, что данный способ подлежит применению только в случае большого запаса времени. Случаи, сопоставленные с определенным сроком, требуют оперативного включения процессов памяти.

Творческие мысли. Такие мысли приходят к человеку благодаря сопоставлению суждений, концепций, образов, которые никак не сопоставлялись друг с другом раньше. В результате такого подхода формируется новейшее видение того или иного явления, проблемы или объекта. Такая способность особо ценится в рекламной сфере деятельности, поэтому уместно привлекать сотрудников рекламных агентств к прохождению тренингов, повышающих их творческие возможности.

Разрушающие техники. Данный метод состоит в отыскании уязвимых и слабых элементов в мыслительной деятельности. При этом применяются тактики сомнений, непониманий, отрицаний, критики. Рассматриваемые техники направлены на то, чтобы определить базовые аргументы и рассуждения с должной степенью убедительности, спровоцировать к дальнейшему поиску новых возможностей и идей. И все это на основе толкования результатов на протяжении многих раз.

Виды творческой деятельности, изучаемые в психологической науке

Неспроста творчество представляется в качестве духовно-практической категории, ведь оно включает в себя две области, в которых происходит процесс творчества. Первая область - внутренняя, формирующаяся посредством процессов сознания, а вторая - внешняя, превращающая мысли и идеи в жизнь.

Внутренняя область рассматривается в качестве главной, так как именно в ней происходит зарождение нового образа или новой идеи. Если все замыслы в итоге не выльются в реальности, все равно творчество состоялось.

Духовное (внутреннее) творчество, как уже отмечалось, является наиболее значимым. Кроме того, его можно назвать и более интересным. Однако при этом процесс его изучения крайне сложен. Во-первых, такой вид творчества заключен в сознании, что уже добавляет сложности к его рассмотрению. Во-вторых, даже сам человек, который занимается творчеством не до конца понимает течение процесса в его голове и зачастую совсем его не контролирует.

Практическое (внешнее) творчество предполагает, что деление на “внешнее и внутреннее” все же носит условный характер, так как и при практической деятельности за творчество в большинстве вопросов ответственен мозг. Однако, все же имеется черты, которые присущи именно практическому творчеству. Самыми весомыми из них являются креативность и способность осуществлять определенную деятельность. Творец должен уметь не только сформировать в сознании замысел, но и привнести его в реальную жизнь. Например, придумавший сюжет картины человек, должен иметь способности к рисованию, чтобы отразить его на холсте.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис