Понятие и сущность медиапсихологии
Медиапсихология – это отрасль психологической науки, которая рассматривает личность человека в условиях взаимодействия с современными средствами коммуникации, как массовыми, так и индивидуальными.
В настоящее время такие средства коммуникации как Интернет и социальные сети приобретают все большую распространенность и масштабность. Информационное перенасыщение может привести к негативным последствиям для психики человека. Это обусловлено тем, что доступность информации не гарантирует того, что человек самостоятельно будет фильтровать ее просмотр и усвоение. В результате чего на его психику может оказываться отрицательное давление, приводящее постепенно к деформации личности.
Такое положение дел привело к необходимости выделения новой отрасли психологии – медиапсихология. Данная отрасль психологии, в настоящее время активно развивается и совершенствуется, разрабатываются новые методы и средства, направленные на объяснение феномена управляемости, обусловленности и непредсказуемости влияния информации на психику человека.
Массовая коммуникация, в рамках исследования медиапсихологии, рассматривается как система по управлению коллективным сознанием, то есть она оказывает обширное воздействие на сознание социума.
Ряд исследований, в области медиапсихологии, рассматривают массовую коммуникацию как специфическое «продолжение нервной системы» человека. Данное положение основано на том, что человек воспринимая большие объемы информации, находящейся в открытом доступе и не всегда достоверной, воспринимает на уровне коллективного сознания. То есть восприятие информации не проходит личную обработку и переработку, по сути, человеку навязывается чужое мнение. При этом человек не понимает и не осознает такое навязывание, а воспринимает его как должное.
Включение человека в систему массовой коммуникации оказывает значительное влияние на его мышление, восприятие и поведение. Это влияние изменяет и расширяет психические возможности индивида, за счет повышение скорости информационной передачи. В результате чего на смену существовавшего ранее рационального сознания и мышления, приходят коллективные формы.
Отличие индивидуальной рациональной формы мышления от коллективной состоит в том, что коллективным мышлением проще управлять. Зачастую этим пользуются мошенники и преступники. Для того, чтобы предотвратить негативное последствие, необходимо использовать инновационные методы и средства, разрабатываемые медиапсихологией.
Предмет исследования медиапсихологии
В качестве предмета медиапсихологии выступают изменения поведения личности под воздействием средств массовой коммуникации.
Изменение поведения личности под воздействием массовой коммуникации, ее восприятия, поведения и мышления, характеризуется следующим:
- Расширение пространства восприятия, за счет обширного доступа к различным источникам и каналам информации.
- Появление доступа к разнообразным базам данных, которые по содержанию информации практически безразмерны. Они включают в себя большое количество различной информации, оказывающей влияние на манипулирование сознанием, как отдельного человека, так и влияние на широкие массы.
- Активизация процессов по одновременной (параллельной) обработке поступающей информации разными участниками коммуникативного процесса, синхронизация и взаимовлияние процессов восприятия и мышления.
- Появление возможности принимать личное непосредственное участие в коллективном обсуждении информации посредством прямого общения и открытого выражения собственного мнения (участие в опросах, форумах, конференциях и т.д.).
- Повышение вероятностного мышления, основанного на использовании стохастических и случайных моментах при осуществлении поиска необходимой информации.
- Эвристика – характеризуется непосредственным ощущением преобладанием истинности над необходимостью доказательности.
- Появление и распространение идеи причинно-следственной связи и детерминизма явлений, отступление на второстепенный план динамики тех событий, которые происходят непосредственно «здесь и сейчас».
- Значительное повышение доверия к умозаключению, сделанному бессознательно, стимулирование интуитивной самоорганизации мышления.
- Формирование стремления быть публичным, открыто самовыражаться.
- Культивирование индивидуальности, субъективности, спонтанности и единичности самопроявления.
Таким образом, в настоящее время формируется новая сфера существования и деятельности личности, которая отличается «субъективной публичностью» и «виртуальной идентичностью». Данная сфера является дополнением к развитию личности в условиях современной реальности.
Особый интерес в медиапсихологии проявляется к процессу коллективного творчества, протекающего и развивающегося в условиях динамики индивидуальных целей и интересов человека. В настоящее время отмечается стихийное развитие разнообразных массовых движений, направленность которых весьма разнообразна и обширна.
Выявление закономерностей коллективных психодинамических процессов в массовой коммуникации представляет собой одну из центральных проблем медиапсихологии и имеет, помимо теоретического, сугубо практический интерес.
Так, в 1996 году накануне президентских выборов, было организовано и проведено медиапсихологическое исследование, которое попыталось предсказать исход выборов на основании предварительного анализа опроса населения и анализа архетипического образа опрошенных. Данное исследование показало, насколько велика роль харизмы будущего лидера страны. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что огромное значение в анализе социальной психодинамики приобретает развитие психосемантических методов реконструкции ментальности социума.
Таким образом, влияние массовой коммуникации на психологические процессы становления и развития личности является еще одной важной проблемой медиапсихологии.