«Психология масс и анализ Я» — это книга знаменитого австрийского врача и психолога, «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда, написанная им в 1920-1921 годах.
История написания книги
Работа над трудом «Психология масс и анализ Я» у автора теории шла сначала сложно. Он писал эту книгу с перерывами, о чем свидетельствует его переписка с Э. Джонсом. Фрейд писал, что привёз с собой материал для этой книги, но его мозг упорно сопротивлялся и не желал проявлять интерес к этой глубокой проблеме.
Под «материалом» автор подразумевал такой труд, как «психология масс» (французского антрополога и врача Г. Лебона). Тезисы из него Фрейд подверг анализу в одной из первых глав «Психологии масс и анализа Я». Также за основу своей новой книги основатель психоанализа взял книгу социолога и психолога У. Мак-Дуггала «Групповой разум» и труд В. Тоттера «Инстинкт орды в условиях войны и мира».
Осенью 1920 г. в Германии Фрейд показывает своим ученикам наброски «Психологии масс и анализа Я». В начале 1921 г. автор вносит в работу последние правки, называя в письме Джонсу ее «книжечкой о психологии масс».
Основа психологии масс по Фрейду
Фрейд считал, что психические свойства масс похожи на психические свойства первобытных людей. Для двух этих ситуаций присуща амбивалентность идей и чувств. Ее философ также обнаружил у невротиков и детей. Люди из этой категории, как правило, имеют склонность к переоценке психической реальности, включая их желания, фантазии, представления, если сравнивать ее с объективной реальностью.
С целью объяснения психических сил, которые превращают людей в массу, автор теории обратился в книге к теории либидо. Он считал, что эротические привязанности представляют собой основу внушения и подчинения, с которой связаны психические свойства масс.
По мнению Фрейдам массу явно объединяет некоторая сила. Если человек теряет в пределах массы собственное своеобразие, позволяя другим влиять на себя, то формируется впечатление, что он делает это по той причине, что у него появляется потребность быть скорее в согласии с другими. Вероятнее всего, это происходит из-за любви.
Примером «высокоорганизованной, устойчивой, искусственной» массы Фрейд считал армию. В ней людей объединяет эмоциональная привязанность к полководцу (вождю). В соответствии с воззрениями отца психоанализа в качестве отличительной черты массы с вождём выступает ограничение нарциссизма. Помимо прочего, в ней нет амбивалентности чувств, которая характерна для других эмоциональных привязанностей.
Последние рассуждения подводят Фрейда к мнению о том, что масса сплачивается за счет либидозных связей, под которыми он подразумевал первые привязанности детей к другим людям. С их помощью мальчики начинают идентифицировать себя с отцом, подражая и видя в нём собственный идеал. Некоторые свойства и требования человека, на которого ориентированы дети, могут стать частью собственного внутреннего мира и образуют СВЕРХ Я.
По мере появления новых идентификаций значение СВЕРХ Я в развитии личности и её совершенствовании начинает расти. По Фрейду для состояния влюблённости должно быть характерно стремление к идеализации. Он считал, что в случае наступления влюблённости большая доля нарциссического либидо переходит к объекту. При наличии некоторых форм любовного предпочтения может начать бросаться в глаза то, что его объект заменил собственный. Он никогда не достижим и становится идеалом Я.
Фрейд сравнил влюблённость с гипнозом. Он полагал, что оба феномена связаны со следующими качествами:
- Уступчивость,
- Отсутствие критичности,
- Внушаемость,
- Пассивность.
В гипнозе автор видел «безмерную влюблённость без потребности в сексуальном удовлетворении». В качестве гипнотизера массы начинает выступать её предводитель, который считается Идеалом. Люди в массе идентифицируют себя не только с ним, но и друг с другом. Это объясняет регрессию их психики (например, резкое снижение интеллекта, безудержность аффектов).
Массу с вождём в труде исследователь рассматривает как ожившую первобытную орду, в которой преобладает аффективность и стремление к быстрому удовлетворению потребностей. От того, как в психике участников будут соотнесены категории «Я» и «Идеал-Я», будет зависеть характер устройства массы.
Альтернативные концепции и значение работы Фрейда
Проблема идентификации, затронутая отцом психоанализа в «Психологии масс и анализе Я», находит впоследствии отражение в трудах его учеников и последователей. Так, К. Г. Юнг начинает заниматься исследованием идентификации индивида не только с людьми и их группами, но и с мифологическими героями, богами, душами предков. Он считал, что идентификация должна находиться в основе обрядов и различных церемоний.
Такой австро-американский психоаналитик, как Р. Шпиц работал с понятием «жестовая идентификация». В соответствии с его мнением, дети начинают идентифицировать себя с окружающими людьми благодаря жестам. Это происходит с шестимесячного возраста.
К. Юнг определили значение либидо в качестве «душевной энергии», а Фрейд рассматривал ее как сексуальную составляющую. Юнг писал, что либидо многолико и способно принять различную форму. Таким образом, эти исследователи долгое время вели споры о сущности этого понятия.
Фрейд признался французскому писателю и общественному деятелю Р. Роллану, что не считает свою работу над книгой особо удачной. Тем не менее, он говорит о том, что данный труд способен проложить путь от психоанализа индивида к пониманию общества. Труд «Психология масс и анализ Я» становится продолжением того, что ученый начал ещё в книге «Тотем и табу».
«Психология масс и анализ Я» затрагивает следующие темы:
- Вопросы социологии,
- Проблемы политической психологии,
- Опыт «зачатков культуры»,
- Различие между индивидуальной и социальной (массовой) психологией,
- Учет «другого» как образец, объект, помощника или противника и др.