Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей лиц с различными расстройствами речи, а также разрабатывает варианты использования психологических технологий в процессе комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.
Объект логопсихологии и ее связь с другими науками
Логопсихология занимается изучением причин, механизмов, симптомов, структуры нарушений в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, а также межличностных отношений ребенка с нарушенным речевым развитием.
Объект изучения этого направления можно определить тем, что при соответствующих речевых нарушениях наблюдаются и разные особенности психического процесса, состояния и свойств. Их важно учитывать в коррекционной, психологической и педагогической работе.
Цель логопсихологии состоит в предоставлении помощи в успешной социализации детям с различными формами речевых нарушений. Логопсихология представляет собой прикладную дисциплину, ее развитие проходило в рамках логопедии.
Логопсихология связана и с другими науками. Например, для того чтобы заниматься коррекцией и профилактикой нарушений речи и для всестороннего воздействия на личность, необходимы знания в области симптоматики речевых нарушений, их этиологии, механизмов, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Цель и задачи логопсихологии
Объектом логопсихологии является система психологической помощи людям, которые имеют нарушения речи. Предметом логопсихологии являются особенности психического развития людей, обладающих различными формами речевых нарушений.
Цель науки состоит в оказании психологической помощи лицам с нарушениями речи. В соответствии с этой целью необходимо определить круг задач, которые делятся на теоретические и практические.
В состав теоретических задач входят:
- Исследование закономерностей формирования познавательной деятельности при наличии речевых нарушениях разной степени этиологии и тяжести (например, при сохранном слухе и интеллекте);
- Исследование особенностей социально-личностного развития лиц с различными нарушениями речи;
- Психологическое обоснование степени эффективности методов, которые используются для коррекционного, педагогического и психологического воздействия на психическое развитие человека с соответствующими видами речевого нарушения ведущего характера;
- Формирование и использование методов дифференциальной диагностики, которые дают возможность определить первичное речевое нарушение среди похожих по внешним проявлениям состояний;
- Формирование и применение методов логопсиходиагностики;
- Исследование механизма и условий профессионального взаимодействия логопедов и психологов в рамках единого коррекционно-образовательного пространства.
В состав практических задач логопсихологии можно включить:
- Диагностику познавательной сферы ребенка, обладающего нарушением речи ведущего характера с точки зрения целостного подхода;
- Диагностика аспектов социально-личностного развития ребенка с нарушениями речи ведущего характера;
- Психологическую коррекцию нарушений в познавательной сфере, отклонений личностного и социального развития детей этой категории;
- Профилактику вторичных нарушений в психическом развитии у детей и взрослых с нарушенной речью с помощью системы мер различного характера с макро- и микроокружением.
Становление логопсихологии как науки
Исследование речевых нарушений происходило в несколько этапов. Начало изучения индивидов (детей) с нарушениями речи можно отнести к клиническому этапу (конец XIX — начало XX века).
Терминологически их оформление считается неоднозначным. В нашей стране в литературе в 1920 году для обозначения тяжелого речевого недоразвития по причине органического поражения соответствующих участков головного мозга в период до момента появления у ребенка речи использовалось понятие «алалия» (Фельдбергер).
За рубежом такое же нарушение обозначали в качестве «афазии развития», «конституциональной задержки речи», «врожденной афазии» (Бентон, Кохер, Жияр и др.).
Одна из первых классификаций нарушений речи была предложена в виде типологии в 1877 год (А. Куссмауль). Автор подверг критическому анализу представления о видах речевых нарушений, сложившихся ранее. Он провел их систематизацию, упорядочение терминологии.
Примерно до 80-х гг. XX века психологическая литература содержала лишь разрозненные упоминания психологических проблем индивидов с речевыми нарушениями. Только после данного периода стали появляться специальные труды, которые были посвящены отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Виноградова, Цветкова, Глозман и др.).
На втором, педагогическом этапе ученые (Хватцев, Pay, Правдина, Ляпидевский и др.) вносят коррективы в клиническую классификацию. В этом процессе существенно поменялись представления о некоторых видах нарушений, которые ранее относились к одной форме. В это же время значительно пополняется содержательная характеристика речевого расстройства. Это позволяет преодолеть фрагментарность описаний, характерных для начала века.
Внесенные коррективы не смогли привести к значительным изменениям терминологического аппарата клинической классификации, хотя смысловой объем терминов и соответствующие понятия перестают являться однозначными.
В процессе дальнейшего становления логопедии, развития ее теоретической базы и подхода к речевым нарушениям с точки зрения развития и системного представления о речевой деятельности ученые все больше стали осознавать неприемлемость прямого переноса клинических построений, в основу которых легли симптоматические трактовки речевых нарушений.
Сегодня логопедический подход к исследованию речевых нарушений сменился на логопсихологический. В российской логопсихологии стали использовать традиционную классификацию речевых нарушений (клинико-педагогическую и психолого-педагогическую по Левиной) и современную классификацию (в частности, МКБ-10).