Личностные особенности - это совокупность индивидуальных характеристик того либо иного человека, включающая его мотивы, психологические, эмоциональные качества, врожденный темперамент и т. д.
Личностные особенности заикающихся подростков
Существует дифференцированный подход к пониманию особенностей личности заикающихся подростков. Он предполагает использование различных форм коррекции и работы с такими детьми.
По этому вопросу в литературе очень много противоречивых данных. Большинство ученых отдельно не изучали личностные особенности заикающихся подростков. По этой причине выделить их однозначно весьма затруднительно.
Какой-либо очевидной связи между личностными особенностями подростков-заик и формой их речевой патологии, не выявлено. Патологии могут носить невротический, неврозоподобный или смешанный характер. Часть исследований показывает преобладание заикающихся подростков-мальчиков по сравнению с девочками.
Для исследования заикающихся подростков их необходимо разделить на группы в соответствии с доминированием какой-либо особенности личности. Первая группа включает подростков, в характере которых найдены отдельные психопатические свойства. Эта группа состоит из детей с тормозимыми (астеническими, тревожно-мнительными или шизоидными) чертами характера.
Вторая группа включает испытуемых с остаточными явлениями раннего органического поражения ЦНС. В состав личностных особенностей этой группы необходимо включить психоорганическнй синдром, который часто имеет психопатоподобные проявления. Кроме этого, у всех больных были отмечены церебрастенические, гипердинамические и неврозоподобные синдромы.
Третья группа — это подростки с неврозоподобным заиканием, найденным в рамках шизофрении. В редких случаях для пациента характерна эпилепсия, текущее органическое заболевание ЦНС. В 4 группу входят подростки, главным в личностных особенностях которых становятся черты психического инфантилизма.
Если у заикающегося подростка был обнаружен гармонический инфантилизм, то у него наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Для этого состояния характерны следующие признаки:
- Легкомыслие,
- Беззаботность,
- Преобладании игровых интересов,
- Быстрая пресыщаемость,
- Необязательность,
- Неспособность довести начатое дело до конца.
Такие подростки отличаются слабой волей и требуют постоянного контроля. Подобные свойства присущи также для подростков с дисгармоническим инфантилизмом. В дополнение к этим чертам у них ученые обнаружили повышенную возбудимость, неустойчивость, неуемную жажду признания.
В пятую группу входят подростки, у которых не было обнаружено заметных дефектов личности. Тем не менее, у некоторых из них можно увидеть признаки явной акцентуации, имеющей преимущественно тормозимый тип. К этой же группе отнесли субъектной с заострением личностных особенностей, обусловленных пубертатным кризом.
Особенности заикающихся подростков
Ученые отмечают, что примерно каждый четвертый заикающийся подросток резко отстает в своем эмоционально-волевом развитии.
У подростков с заиканием оно протекает в целом тяжело, при этом можно обнаружить признаки патологического формирования личности тормозимого типа (другие клинические варианты приобретенной патологии характера не встречались). Для таких детей было присуще невротическое формирование личности.
Подростковый возраст и его особенности накладывают соответствующий отпечаток на личность ребенка. Только часть из детей имеют проявления, которые свойственны для этого возраста. Они включают:
- Психическую анорексию,
- Синдром ускоренного полового созревания,
- Метафизическую интоксикацию.
В ходе экспериментов на уровне очерченных констелляций не было найдено ни одной специфической особенности личности. Как правило, у пациентов преобладающими являются тормозимые свойства характера, которые обладают разным происхождением, степенью выраженности и разным клиническим содержанием.
Личностные особенности подростков с заиканием должны быть подвержены коррекции, поскольку находятся в широком диапазоне (обычные и акцентуированные черты и даже грубые психопатологические нарушения).
Динамику заикания в подростковом возрасте изучали очень мало. Есть авторы единичных работ, которые исследовали отдаленный катамнез больных заиканием. Они не дифференцировали различные виды заикания, признавая, что прогноз в общем хороший: у большей части больных оно пропадает полностью.
В данном процессе большое значение имеет воздействие психических и соматических факторов в проявлении рецидивов. Общим для всех подростков чаще всего является социальная и интеллектуальная ограниченность, низкий уровень общей культуры.
Личностные особенности, включая инфантильность, слабоволие, легкомыслие, отсутствие переживания своего дефекта, отсутствие способности и желания выполнять рекомендации врачей, могут сыграть большую роль в возникновении рецидива, чем определенное внешнее воздействие. Это подтверждают не только родители подростков с заиканием, но и сами пациенты, у которых в катамнезе заикание еще сохраняется.
Чем больше близкие люди дома контролировали выполнение бывшими пациентами врачебных и логопедических рекомендаций, тем большей стойкостью обладала ремиссия. Все это отражает потребность в объединении усилий врачей, логопедов и родителей, которые смогут вместе корректировать заикание.
Различия в личностных особенностях подростков с заиканием можно определить не только тяжестью речевого дефекта, но и степенью эмоциональной, социальной зрелости и общей интеллигентности.