Личность — это сознательный индивид, который занимает соответствующее положение в обществе и выполняет некоторую общественную роль. Индивидуальность представлена личностью в ее своеобразии и проявляется через интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу.
Развитие личности
Рассматривать развитие личности необходимо в качестве процесса. Его можно характеризовать с помощью степени формирования и насыщения системных качеств индивида. С этой позиции происходит выражение уровня его социальной зрелости.
Социальное развитие способно не только опережать интеллектуальное, оно предшествует ему и является исходным на любой переломной стадии развития. Оно предопределяет возможность перехода на каждый следующий этап онтогенеза.
Подростковый возраст психологи относят к так называемым критическим периодам жизни (стадия возрастного кризиса). Позитивный смысл подросткового кризиса состоит в том, что через него происходит борьба за независимость, происходящая в относительно безопасных условиях. Она не принимает крайних форм. В этом процессе подростки способны удовлетворять потребности в самопознании и самоутверждении. У них не просто проявляется чувство уверенности в себе и способность положиться на себя. Здесь формируются способы поведения, которые позволяют ему и в последующем справляться с жизненными ситуациями.
Подростковый возраст принято рассматривать как период с 10 до 15 лет. В это время происходит бурный рост и развитие организма. В педагогике выделяют отдельно границы младшего подросткового возраста, совпадающие с обучением в 5 - 7 классах.
Как правило, родители и педагоги считают детей в этом возрасте трудными, а психологи называют данный период «переходным» (критическим). Большая часть житейских наблюдений за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтвердили трудность процессов развития, которые происходят в этот период.
Изменения личности подростка
В период младшего подросткового возраста меняется отношение к самому себе. По этой причине к той деятельности, которой ребенок занимался (например, учебной деятельности) относятся как к ведущей.
Развитие личности подростка и формирование его личностных характеристик связаны с так называемым «подростковым кризисом». Его признаками выступают:
- Охлаждение к учебной деятельности;
- Отвлечение на дела, не имеющие отношения к учебе;
- Стремление к личным и довольно интимным видам общения.
Подростки на начальном этапе проявляют себя иным образом. Их учебная деятельность, сконцентрированная на окружающем мире, начинает совершать «поворот» на самого ученика. Он как бы говорит себе: «Понятно, чему тут учат, теперь мне больше интересно, кто я сам».
В этот возрастной период человек чувствует себя уже не ребенком, а практически взрослым. Все больше и больше он отвергает свою принадлежность к детям, ждет соответствующего изменения отношения к себе со стороны взрослых. Если на данном этапе ребенок видит, что взрослые не воспринимают его всерьез, он начинает вступать в мелкие конфликты, уходит в себя, уединяется со сверстниками, обсуждает с ними интимные вопросы взрослой жизни.
В развитии личностных характеристик подростка психологи выделяют негативную фазу пубертатного периода. В ее процессе подростки начинают противопоставлять себя старшим. Для позитивной фазы характерно то, что ребенок проявляет стремление к социальным ценностям. Отметим, что данные фазы разрушительного и созидательного характера не всегда нужно разделять, они чаще всего переплетаются друг с другом.
Еще одна личностная характеристика подростка представлена негативизмом. Он проявляется через стремление противостоять любым предложениям, суждениям и чувствам значимых взрослых. Негативизм представляет собой первичную форму механизма отчуждения, что считается началом поиска своей уникальности и познания собственного Я.
Личность подростка развивается и у него начинается моделирование социальных взаимоотношений и усвоение навыков рефлексии последствий своего поведения. Подросток начинает обращать внимание и следовать социальным нормам и нравственным ценностям. Таким образом, заменяется ведущая учебная деятельность на ведущую деятельность общения и постепенно происходит изменение приоритетов в стенах школы.
Характеристика кризиса подросткового возраста
Умственная активность в подростковом возрасте высока, при этом способности развиваются только в деятельности, которая вызывает позитивные эмоции. Успех в этом случае существенно влияет на мотивацию.
Психологи рассматривают 2 основных пути протекания кризиса в подростковом возрасте:
- Независимость,
- Зависимость.
Для кризиса независимости характерны следующие черты: упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых людей, негативное отношение к их требованиям.
Симптомами кризиса зависимости является чрезмерное послушание, зависимость от более старших и сильных, регресс к старым вкусам, интересам и формам поведения. Подросток часто возвращается назад, к той своей позиции или системе отношений, которые давали гарантию эмоционального благополучия, чувства уверенности и защищенности.
В психологии сам факт существования подросткового кризиса ставится под сомнение. Например, опросы, которые проводились на репрезентативных выборках (исследования Доувана и Адельсона, Раттера), показали, что для подросткового возраста не обязательно характерны психологические потрясения и открытые конфликтные проявления.
Лонгитюдные исследования, проводимые на маленьких детях и подростках, не смогли выявить симптомов психологических нарушений. Они показали, что для «нормальных» респондентов не всегда присущи психологические сложности и проблемы в подростковом возрасте.
Тем не менее, большинство подростков, обследованных в США, обладали специфическими особенностями, характерными для данного периода изменений. Раттер в этой связи говорил о «чувстве неуверенности», точно отражая общее впечатление о возрасте.