Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй

Определение 1

Сказка в психотерапии — это средство, которое способно оказывать сильное воздействие на эмоциональное состояние человека (особенно ребенка).

Специфика коррекции негативных личностных качеств с помощью сказко-терапии

Процесс знакомства со сказочными историями формирует психологические условия социальной адаптации ребенка.

В психокоррекционной работе практических психологов, которые используют сказко-терапевтический подход, этот инструмент должен обладать комплексным характером. На это есть несколько причин:

  • Разные исследователи выделяют большое количество личностных черт (отрицательных и положительных);
  • Отсутствие принятых закрытых классификаций черт личности;
  • Выделение огромного количества типов сказок и их вариаций фольклористами и сказкотерапевтами.

Все перечисленное затрудняет эффективный выбор подходящих сказочных историй для коррекции конкретных отрицательных качеств личности, не привлекая дополнительные инструменты выбора.

Помимо прочего, пристальное исследование того вопроса, каким образом пережитые в детстве ситуации воздействуют на формирование личностных черт, а также склонность разных лиц к использованию защитных механизмов, привела исследователей к выводу, что коррекцию нельзя проводить без изучения личности в целом, включая причины формирования ее качеств и Я-концепцию человека.

Формирование множества отрицательных качеств происходит в доречевом периоде развития. Исследования таких авторов, как Бурбо, Лоуэн и В. Райх, наглядно показали, что личность формируется задолго до речевого периода, а, вероятнее всего, еще в пренатальном периоде. По этой причине то, почему появляются отрицательные качества, с трудом осознается и поддается коррекции через методы рационально-эмотивной терапии.

Поведенческие сценарии, в основе которых лежат ранние детские травмы, могут передаваться из поколения в поколение. Так, есть такие семьи, в которых несколько поколений мужчин зависимы и создают пары с созависимыми женщинами. В таких случаях человек, который пытается поменять свой характер, может столкнуться с сопротивлением семьи, члены которой придерживаются неконструктивной, но привычной поведенческой стратегии.

«Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Метод работы со сказочными историями

Метод работы со сказками имеет большую историю. Тем не менее, до появления исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказке видели только лишь «одну забаву», которая достойна низших слоев общества. В последующем на основе проведенных исследований произошло построение современной концепции работы со сказками.

Все сказки можно разделить на традиционные (народные) и авторские. Первые из них также классифицируют на несколько групп:

  • бытовые (например, «Лиса и журавль»);
  • сказка-загадка (история плута и хитреца);
  • сказка-басня, проясняющая определенную ситуацию или моральную норму;
  • притча (истории о мудром человеке, занимательной ситуации);
  • сказка о животных;
  • сказка, содержащая мифологический сюжет, включая истории про героев;
  • волшебные сказки, сказки с превращениями (например, «Гуси-лебеди», «Царевна-Лягушка» и т.д.).

У детей диагностика и развитие эмоциональной сферы характеризуется выделением нескольких параметров:

  • Адекватной реакции на разные явления окружающего мира;
  • Дифференциацией и адекватной интерпретацией эмоциональных состояний других лиц;
  • Широтой диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивностью и глубиной переживаний, уровнем передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологической оснащенностью языка;
  • Адекватным проявлением эмоционального состояния в сфере коммуникаций.

Сказкотерапия представляет собой метод, который использует сказочную форму с целью интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающими и миром.

В творчестве к сказкам обращались известнейшие иностранные и российские психологи, включая Э. Фромма, Э. Берна, Э. Гарднера, А. Менегетти, М. Осорину, Е. Лисину, Е. Петрову, Р. Азовцеву, Т. Зинкевич-Евстигнееву и т.д.

Замечание 1

Сказочные тексты способны вызвать интенсивный эмоциональный резонанс не только у ребенка, но иногда и у взрослого человека. Образы сказок могут быть обращены в одно и то же время к двум психическим уровням: уровню сознания и уровню подсознания. Это предопределяет особые возможности процесса коммуникации, что особо важно для коррекционной работы.

Принято рассматривать несколько коррекционных функций сказки. В первую очередь это психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, а во-вторых, символическая реакция физиологического и эмоционального стресса, а также принятие в символической форме собственной физической активности.

Возможности работы со сказкой

В первую очередь в психотерапии сказка используется в качестве метафоры. Ее текст и образы способны вызвать у человека свободные ассоциации, касающиеся личной жизни. Далее на сеансе можно обсудить и проработать данные метафоры и ассоциации.

По мотивам сказки может быть проведен сеанс рисования, ведь свободные ассоциации проявляются в рисунке. В последующем психолог анализирует полученный графический материал.

Еще один вариант работы со сказками представлен обсуждением поведения и мотивов действий персонажей. Это способно быть поводом к обсуждению ценностей человеческого поведения, выявляя систему оценок в категориях: хорошо - плохо.

Психотерапевт может также с клиентом проигрывать эпизоды сказки. Для детей и взрослых это предоставляет возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации, проигрывая одновременно эмоции.

Сказка может быть использована как притча-нравоучение, а подсказка дается через метафору варианта разрешения. Возможна и творческая работа по мотивам сказочной истории, когда происходит дописывание, переписывание, работа со сказками.

Привлекательность сказок для психологической коррекции и развития личности детей заключается в том, что в них нет прямых нравоучений и назиданий. События сказочных историй логичны, естественны и вытекают одно из другого. При прочтении ребенок усваивает причинно-следственные связи, которые существуют в мире.

С помощью образов сказок дети соприкасаются с жизненным опытом многих поколений, поскольку в сказочных сюжетах могут встречаться ситуации и проблемы, пережитыми в своей жизни каждым человеком (например, отделение от родителей; жизненный выбор, помощь близкому, борьба добра и зла, любовь).

Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot