Сказка в психотерапии — это средство, которое способно оказывать сильное воздействие на эмоциональное состояние человека (особенно ребенка).
Специфика коррекции негативных личностных качеств с помощью сказко-терапии
Процесс знакомства со сказочными историями формирует психологические условия социальной адаптации ребенка.
В психокоррекционной работе практических психологов, которые используют сказко-терапевтический подход, этот инструмент должен обладать комплексным характером. На это есть несколько причин:
- Разные исследователи выделяют большое количество личностных черт (отрицательных и положительных);
- Отсутствие принятых закрытых классификаций черт личности;
- Выделение огромного количества типов сказок и их вариаций фольклористами и сказкотерапевтами.
Все перечисленное затрудняет эффективный выбор подходящих сказочных историй для коррекции конкретных отрицательных качеств личности, не привлекая дополнительные инструменты выбора.
Помимо прочего, пристальное исследование того вопроса, каким образом пережитые в детстве ситуации воздействуют на формирование личностных черт, а также склонность разных лиц к использованию защитных механизмов, привела исследователей к выводу, что коррекцию нельзя проводить без изучения личности в целом, включая причины формирования ее качеств и Я-концепцию человека.
Формирование множества отрицательных качеств происходит в доречевом периоде развития. Исследования таких авторов, как Бурбо, Лоуэн и В. Райх, наглядно показали, что личность формируется задолго до речевого периода, а, вероятнее всего, еще в пренатальном периоде. По этой причине то, почему появляются отрицательные качества, с трудом осознается и поддается коррекции через методы рационально-эмотивной терапии.
Поведенческие сценарии, в основе которых лежат ранние детские травмы, могут передаваться из поколения в поколение. Так, есть такие семьи, в которых несколько поколений мужчин зависимы и создают пары с созависимыми женщинами. В таких случаях человек, который пытается поменять свой характер, может столкнуться с сопротивлением семьи, члены которой придерживаются неконструктивной, но привычной поведенческой стратегии.
Метод работы со сказочными историями
Метод работы со сказками имеет большую историю. Тем не менее, до появления исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказке видели только лишь «одну забаву», которая достойна низших слоев общества. В последующем на основе проведенных исследований произошло построение современной концепции работы со сказками.
Все сказки можно разделить на традиционные (народные) и авторские. Первые из них также классифицируют на несколько групп:
- бытовые (например, «Лиса и журавль»);
- сказка-загадка (история плута и хитреца);
- сказка-басня, проясняющая определенную ситуацию или моральную норму;
- притча (истории о мудром человеке, занимательной ситуации);
- сказка о животных;
- сказка, содержащая мифологический сюжет, включая истории про героев;
- волшебные сказки, сказки с превращениями (например, «Гуси-лебеди», «Царевна-Лягушка» и т.д.).
У детей диагностика и развитие эмоциональной сферы характеризуется выделением нескольких параметров:
- Адекватной реакции на разные явления окружающего мира;
- Дифференциацией и адекватной интерпретацией эмоциональных состояний других лиц;
- Широтой диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивностью и глубиной переживаний, уровнем передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологической оснащенностью языка;
- Адекватным проявлением эмоционального состояния в сфере коммуникаций.
Сказкотерапия представляет собой метод, который использует сказочную форму с целью интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающими и миром.
В творчестве к сказкам обращались известнейшие иностранные и российские психологи, включая Э. Фромма, Э. Берна, Э. Гарднера, А. Менегетти, М. Осорину, Е. Лисину, Е. Петрову, Р. Азовцеву, Т. Зинкевич-Евстигнееву и т.д.
Сказочные тексты способны вызвать интенсивный эмоциональный резонанс не только у ребенка, но иногда и у взрослого человека. Образы сказок могут быть обращены в одно и то же время к двум психическим уровням: уровню сознания и уровню подсознания. Это предопределяет особые возможности процесса коммуникации, что особо важно для коррекционной работы.
Принято рассматривать несколько коррекционных функций сказки. В первую очередь это психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям, а во-вторых, символическая реакция физиологического и эмоционального стресса, а также принятие в символической форме собственной физической активности.
Возможности работы со сказкой
В первую очередь в психотерапии сказка используется в качестве метафоры. Ее текст и образы способны вызвать у человека свободные ассоциации, касающиеся личной жизни. Далее на сеансе можно обсудить и проработать данные метафоры и ассоциации.
По мотивам сказки может быть проведен сеанс рисования, ведь свободные ассоциации проявляются в рисунке. В последующем психолог анализирует полученный графический материал.
Еще один вариант работы со сказками представлен обсуждением поведения и мотивов действий персонажей. Это способно быть поводом к обсуждению ценностей человеческого поведения, выявляя систему оценок в категориях: хорошо - плохо.
Психотерапевт может также с клиентом проигрывать эпизоды сказки. Для детей и взрослых это предоставляет возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации, проигрывая одновременно эмоции.
Сказка может быть использована как притча-нравоучение, а подсказка дается через метафору варианта разрешения. Возможна и творческая работа по мотивам сказочной истории, когда происходит дописывание, переписывание, работа со сказками.
Привлекательность сказок для психологической коррекции и развития личности детей заключается в том, что в них нет прямых нравоучений и назиданий. События сказочных историй логичны, естественны и вытекают одно из другого. При прочтении ребенок усваивает причинно-следственные связи, которые существуют в мире.
С помощью образов сказок дети соприкасаются с жизненным опытом многих поколений, поскольку в сказочных сюжетах могут встречаться ситуации и проблемы, пережитыми в своей жизни каждым человеком (например, отделение от родителей; жизненный выбор, помощь близкому, борьба добра и зла, любовь).