Конфликтность как качество личности – это психологическая готовность и склонность индивида к созданию конфликтных ситуаций.
Сущность понятия «конфликтность»
Конфликтность личности влияет на восприятие стиля руководства, поскольку представляет собой психологическую готовность (склонность) личности к созданию и развитию конфликтной ситуации. Она представлена интегральным личностным свойством, отражающим частоту вступления индивида в межличностные конфликты.
Конфликтность может быть повышенной в том случае, когда отражает степень вовлеченности личности в развитие конфликта. Конфликтность может иметь внутренний характер, когда зависит от личного отношения человека к окружающему миру. Внешний тип конфликтности навязан человеку окружающими.
Таким образом, конфликтность личности представляет собой свойство, отражающее частоту вступления человека (сотрудника, руководителя) в межличностные конфликты. На работе повышенная личностная конфликтность приводит к постоянному провоцированию напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими. Это происходит даже в тех случаях, когда не возникает проблемных ситуаций при взаимодействии.
Конфликтность личности связана с воздействием нескольких факторов:
- Психологические,
- Социально-психологические,
- Социальные.
Если конфликтность обусловлена только психологическими факторами, то она зависит от типа темперамента человека, уровня личной агрессивности и психологической устойчивости. Она характеризуется только уровнем притязаний и акцентуациями характера, актуальным эмоциональным состоянием человека на момент взаимодействия.
Социально-психологические факторы конфликтности представлены, главным образом, влиянием социальных установок и ценностей человека, его личным отношением к оппонентам и уровнем компетентности в коммуникации.
Социальные факторы личностной конфликтности включают условия жизнедеятельности человека, наличие возможности отдыха, специфику социального окружения, общий уровень культуры. Для них присуще наличие определенных возможностей для удовлетворения самых основных (ведущих) потребностей.
Конфликтные процессы начинают возникать по той причине, что не существует идеальных людей, которые в любых обстоятельствах вели бы себя в соответствии со всеми нравственными нормами. Причины возникающих конфликтных взаимодействий представлены наличием разных точек зрения, наличием определенных конфликтующих лиц, способов и мотивов разрешения конфликтов.
Стиль руководства и тип поведения руководителя в конфликте
Как правило, конфликтность в организации, особенно в качестве фактора, влияющего на восприятие стиля руководства, присутствует в организационно-управленческих конфликтах. Ее предопределяет как сам стиль руководства, так и уровень конфликтности руководителя.
Поведение руководителя в конфликте и его эмоциональное состояние формируют эмоциональный фон конфликта. Он провоцирует напряженность, которая способна затруднять и в значительной мере осложнять процесс решения сложившейся ситуации.
Стиль руководства (лидерства) является устойчивой манерой поведения руководителя (лидера) в отношении подчиненных. Он позволяет оказывать на них воздействие и побуждает к достижению целей компании. Лидерство заключается в наличии способности влиять на личность и группу, а власть предполагает возможность воздействовать на человеческое поведение. Современный руководитель становится тем человеком, который одновременно лидер и обладает властью.
Стиль руководства предопределен следующими составляющими:
- Методы,
- Приемы,
- Образцы поведения.
Благодаря этому лидеры организуют межличностные отношения в коллективах путем воздействия на подчиненных. Реализуемый стиль часто служит в качестве характеристики качества деятельности руководителя и руководящего органа, включая способность к созданию и воспроизведению в коллективе атмосферы, которая благоприятно воздействует на производительность труда персонала.
Стиль руководства считается объективным показателем, поскольку предопределен системой социально-экономических требований к руководящей деятельности. Тем не менее, он окрашивается индивидуальными качествами руководителя. Существенное воздействие на конфликтность и становление стиля способен оказывать интеллект и общая культура руководителя, уровень профессиональной подготовки, темпераментные особенности и аспекты характера.
Основные стили руководства, которые можно рассмотреть в их связи с факторами конфликтности, включают директивный, демократический и либеральный. Лидер директивного (авторитарного, автократического) стиля воздействует на работников с помощью приказов. Как правило, он склонен к конфликтности, поскольку догматичен и в любом случае ожидает подчинения своей воле. Этот руководитель не будет терпеть возражений и не способен прислушиваться к иному мнению. В конфликтах он часто вмешивается в работу персонала, жестко контролируя действия работников и требуя пунктуального следования указаниям.
Для либерального стиля присуще отсутствие размаха в деятельности. Такой руководитель безынициативен и постоянно ждет указаний сверху. Чаще он не желает принимать на себя ответственность за решения и их последствия. Руководители такого типа не часто проявляют конфликтность, поскольку недостаточно требовательны, непоследовательны в действиях. Они идут на уступки, легко поддаются воздействию окружающих, склонны отступать от ранее принятых решений.
Руководители демократического стиля делегируют полномочия. Они предоставляют подчиненным возможность принимать участие в решении различных вопросов. Как правило, им присуща низкая степень конфликтности.