Концепция динамической структуры личности Платонова — это самый яркий образец реализации структурного подхода к пониманию личности. Автор рассматривает в ней личность в качестве динамической системы, то есть такой системы, которая развивается во времени, меняет состав включенных в ее структуру элементов и связей между ними.
Особенности концепции Платонова
Концепция К. К. Платонова реализует идеи структурного подхода к пониманию личности. Она рассматривается исследователем в динамике, развивается со временем, меняется, но сохраняет свои функции.
Представленная теория подвергалась критике по различным причинам. В первую очередь, исследователям не нравилась ее произвольность, что связано с тем, что при построении структуры свою роль играет философско-идеологическая догма. В соответствии с ней проблема соотношения биологического и социального в личности является основной.
Основным недостатком подхода является то, что общую структуру личности он интерпретирует как определенную систему ее биологических и социально обусловленных особенностей. В итоге, главная проблема в психологии личности представлена вопросом соотношения между социальным и биологическим (в пределах личности).
Подструктуры личности по Платонову
Платонов в совей теории рассматривал несколько подструктур личности: направленность; опыт; индивидуальные особенности, присущие психологическим процессам и биопсихологическим свойствам.
Направленность личности проявляется в виде моральных черты, не предопределенных врожденными задатками и формирующихся с помощью воспитания. По этой причине данную подструктуру можно назвать социально обусловленной. Она состоит из желаний, интересов, склонностей, стремлений, идеалов и мировоззрения.
Платонов определял направленность не в качестве личностного свойства, а в качестве атрибута сознания (вместе с переживанием и познанием). Она определяет разные проявления активности. В соответствии с воззрениями автора параметры представленной подструктуры важно рассматривать на социально-психологическом уровне.
Опыт по Платонову включает умения, навыки и привычки, которые приобретаются с помощью обучения. Они подвержены заметному влиянию биологических, и даже генетически обусловленных личностных свойств. Закрепление в ходе обучения делает их типичными, что дает возможность рассматривать их как свойства личности. Качества данной подструктуры определяет психолого-педагогический уровень обучения.
Индивидуальные особенности психических процессов (память, эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, восприятие) намеренно установлены в соответствующем порядке следования. Этим автор подчеркнул силу биологической и генетической обусловленности психических функций и процессов. В большей мере этот факт характерен для памяти, без которой не существуют прочие психические процессы и функции. Формирование и развитие индивидуальных особенностей психических процессов происходит с помощью упражнения. Изучение этой подструктуры осуществляется на индивидуальном уровне.
Биопсихические свойства включают половые и возрастные свойства, а также типологические свойства личности (например, темперамент). Развитие черт данной подструктуры подвергается тренировке. Свойства личности, включенные в нее, больше зависят от физиологических особенностей мозга, при этом социальные влияния их лишь субординируют и компенсируют. Активность можно определить силой нервной системы, а ее изучение происходит на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.
По мнению К.К. Платонова в данные подструктуры укладывается вся совокупность личностных свойств. В данном случае доля этих свойств включается в основном только в одну подструктуру, при этом другие 6находятся на пересечении подструктур, являясь итогом взаимной связи различных собственных подструктур.
Особенности структуры личности по Платонову
В рамках динамической функциональной структуры личности автор выделил 4 подструктуры. Группируя свойства личности, он использовал 5 критериев:
- Отношение между биологическим и социальным;
- Внутреннюю близость черт личности;
- Особенный (основной) вид формирования;
- Иерархическая зависимость подструктур, которая существует объективно;
- Описание подструктур личности, которое исторически сложилось.
В качестве основного критерия здесь выступает иерархическая зависимость, так как в рамках каждой подструктуры в большей мере выражены координационные связи. Наряду с этим во взаимодействии разных подструктур преобладающими считаются каузальные связи субординации. Тем не менее, фактический критерий — это первый критерий. Именно на основе соотношения между приобретенным и врожденным в личности Платонов выделил следующие подструктуры:
- Черты личности, имеющие исключительно социальную обусловленность, включая отношения, направленность и моральные качества;
- Опыт, в том числе знания, навыки, умения и привычки;
- Личностные черты, которые зависят от индивидуальных особенностей психических процессов;
- Биопсихическая подструктура, в которой врожденность резко преобладает над приобретенными чертами.
Формирование первой подструктуры происходит через воспитание, второй — с помощью обучения, третьей — через упражнения, четвертой — посредством тренировки. Взаимодействие видов формирования, являющихся специфическими для каждой подструктуры, способно определять индивидуальные особенности личности.
Платонов видел четкую и объективную каузальную зависимость, характерную для первой подструктуры, отличающейся от второй, их обеих — от третьей, и всех вместе — от четвертой.
Категория «структура» в этой ситуации употребляется в прямом смысле. Она представляет собой единство элементов, их связей и целого. Элементы здесь представлены функциональными свойствами личности, поэтому структуру рассматривают как функциональную. И дальше, поскольку ни отдельные черты личности функциональной структуры, ни личность в целом не способны оставаться неизменными на протяжении жизни, структура личности становится динамической.