Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Национальная политика СССР в 1930-х гг.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / История России / Национальная политика СССР в 1930-х гг.

Национальная политика СССР – это комплекс мер, проводимых советским руководством в отношении национальностей, проживающих в СССР.

Изменение курса национальной политики

В 1930-х годах на территории СССР проживало множество национальностей, некоторые из которых имели свои республики, автономные округа и т.д. Конституция 1924 г. закрепляла за каждой республикой право на свободный выход из Союза, да и в целом, национальная политика 1920-х гг. была достаточно демократичной и зачастую проводилась именно в угоду национальным меньшинствам. В период первых пятилеток (1929-1937 гг.) национальная политика начала разворот в сторону русского народа.

Так, например, было решено сделать русский языком межнационального общения, что обуславливалось объективными интересами СССР. Латинизированные алфавиты разных народов начали заменяться кириллицей. В 1931 г. Сталин вводит новое понятие «социалистического отечества» в рамках реальных советских границ, что позволяло восстановить патриотизм в привычном для масс виде. В том же году Сталин выделил русский пролетариат как авангард международного пролетариата. Приход Гитлера к власти ускорил эволюцию национал-большевистского направления в советской политике.

В этих условиях руководство пересмотрело роль истории в образовании – она стала использоваться как средство формирования нового исторического сознания и патриотических чувств. В 1934 г. эта дисциплина вновь возвращается в школьную и вузовскую программу. В этом же году в «Правде» вышла статья, которая высшими общественными ценностями провозглашала патриотизм, Родину, а советским патриотизм объявлялся высшей доблестью советского человека.

Замечание 1

Так, СССР становился родиной советских патриотов, а русский народ признавался силой, собирающей остальные народы.

Конституция 1936 г. и союзные конституции не содержали упоминания о национальных меньшинствах. Было только объявлено, что в СССР входит примерно 60 наций, национальных групп и народностей. Однако согласно переписи 1926 г. национальностей было в три раза больше, что говорило о смене политического курса по отношению к малым народам.

В отличие от старой Конституции, новая уже не обусловливала перспективу превращения СССР в мировую республику, а представляла государство именно отечеством. Теперь большевики не отгораживались от прошлого России; идея состояла в том, что якобы партия всегда боролась против проявления идеологии «Иванов, родства не помнящих», которая противоречила ленинскому учению.

Историческая концепция 1930-х годов

В исторической науке была основана «национальная» школа, основоположником которой можно считать Б. Грекова (возглавлял Институт истории АН в 1937-1953 г.). Эта концепция по-новому трактовала роль и место русского народа в мировой и отечественной истории.

Показательным примером может считаться постановка А. Таировым пьесы «Богатыри» Д. Бедного, где былинные герои были представлены в карикатурной форме. Крещение Руси там произошло будто бы случайно «по пьяни», что имело бы актуальность для антирелигиозных кампаний прошлого десятилетия. Однако партийная верхушка с негативом восприняла спектакль – в частности, Молотов назвал это «безобразием». В «Правде» также этот спектакль был разгромлен. Таким образом, новая пьеса уже не отвечала современным запросам и отношению к истории и показывала готовность власти поменять принципы изображения истории России.

В 1937 г. доминирующим стало представление русского народа как не только «первого среди равных», но и как «старшего брата» всех остальных советских народов. Это новое название позволило отказаться от положения, что национальный вопрос окончательно разрешен и, тем самым, «отставшие» народы и регионы не нуждались в помощи со стороны русских. В интересах же тех народов было продолжение политики ликвидации «остатков» социального неравенства. В 1938 г. было решено продолжать «помощь» отставшим народам.

Эта новая концепция должна была получить отражение в учебниках истории. В 1937 г. были раскритикованы почти все заявленные проекты; авторов обвиняли, например, в том, они не понимают, что включение Грузии и Украины в состав России было «меньшим из зол» для этих же народов. Также призывали к пересмотру точки зрения, что колониальная политика России имела лишь негативные черты.

Лучшим учебником был признан «Краткий курс истории СССР» для 3-4 классов под редакцией А. Шестакова. В этом учебнике советский период представлялся преемником общего развития государственности в России. Содержание было немного доработано историками Б. Греками, К. Базилевичем, С. Бахрушиным и пр., и в 1937 г. он был утвержден. В учебнике сочетались несколько идей:

  • неизбежность и благотворность утверждения социализма;
  • возвеличивание старой государственности.
  • государственно-патриотическая концепция.

В программы высшего образования были допущены работы В, Ключевского, С. Платонова.

Новая историческая концепция, которая утверждалась в 1936-1937 гг. использовалась не только в науке, но и в общественной жизни. В условиях предвоенного времени эта концепция легла в основу массовой пропаганды, духовного подъема населения, героико-патриотического воспитания. В этом плане традиции пролетарской солидарности и Гражданской войны для Отечественной войны слабо подходили. Необходимы были масштабные события и личности, которые объединяли бы и прославляли всю страну и весь народ:

  • в 1937 г. широко праздновалось 100-летие А. Пушкина;
  • тогда же вышел на экраны фильм «Петр Первый» В. Петрова, где Петр представлялся только в положительных тонах как великий государственный деятель, заботящийся о благе России;
  • 7 сентября 1937 г. был открыт исторический музей в Бородино, что было приурочено к 125-летию Отечественной войны двенадцатого года;
  • в 1938 г. выходит фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», где прославляется князь, победивший немецких рыцарей; этот сюжет явно служил интересам пропаганды необходимости защищать Родину, столь актуальную перед грядущей войной.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис