Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики
Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики
Определение 1

Национальная политика СССР – это политика советской власти в отношении национальностей, проживающих на территории СССР.

Создание республик

В 1924 г. был создан Союз Советских Социалистических республик, в который изначально вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Позже к ним присоединились другие республики.

В 1924 на территории Бухарской и Хорезмской республик были созданы Узбекская и Туркменская республики, Каракиргизская и Каракалпакская (в составе Казахской АССР) автономные области. В 1925 г. на III Съезде Советов в состав СССР были включены Туркменистан и Узбекистан на правах союзных республик. В 1929 г. союзной республикой стала Таджикская АССР.

В составе Азербайджана и Украины появились национальные области – Нагорно-Карабахская АО в 1923 г. и Молдавская АССР в 1924 г. В 1924 г. Нахичеванская автономия была преобразована в Нахичеванскую АССР. В 1931 г. Абхазская ССР вошла в состав Грузии на правах АССР.

Помощь со студенческой работой на тему
Изменения в составе СССР, эволюция национальной политики

В состав Белоруссии в 1924 и 1916 г. вошли территории РСФСР, где численно преобладало белорусское население.

В 1926 г. и 1928 г. были созданы Карачаевская и Черкесская АО соответственно.

В 1920-е гг. старое административное деление (губерния, уезд, волость) было заменено новым:

  • район, округ, область в РСФСР;
  • район, округ в остальных республиках.

Таким образом, получалось в СССР 176 округов вместо 766 уездов. Автономные области входили в состав областей и краев; за автономными республиками полностью сохранялись их конституционные права; местные власти автономий могли решать многие вопросы, не согласовывая с центром.

Также были созданы национальные округа, уезды и районы, чтобы обеспечить и защитить интересы национальных меньшинств (там могли создаваться школы и суды на их языке).

Изменения в национальной политике

Во второй половине 1920-х гг. советская национальная политика в целом была весьмакорректной. В республиках Средней Азии оставались земли мусульманского духовенства, мусульманский суд, медресе. В аппарате управления участвовали именитые люди. Создавались организации середняков и бедняков («Жарлы» и «Кошчи»), чтобы вовлечь в общественную жизнь патриархальных восточных крестьян. Против ислама никакой антирелигиозной пропаганды не велось, в отличие от православия.

Однако вместе с усилением курса на вытеснение капитализма идет процесс уменьшения прав национальных республик и автономий. Декларированные свобода национального развития, «расцвет» наций, самостоятельность все больше проявлялись только в культурно-национальные сфере. На Украине в этот период заявили о себе националистические настроения. Нарком просвещения А. Шумский предлагал ускорить темпы украинизации партийного и государственного аппарата, считая, что борьба с великодержавным шовинизмом ведется недостаточно активно. Экономист М. Волобуев выступал за экономическую самостоятельность Украины. Писатель Н. Хвылев обращался в своих работах к Западу и выдвинул призыв «Прочь от Москвы!».

У Сталина разгорелась дискуссия с Зиновьевым по этому вопросу: последний считал, что политика Сталина «помогает петлюровщине». Сталин в августе 1927 г. говорил, что Ленин призывал к развитию национальной культуры в областях, а Зиновьев собирается «все перевернуть».

Замечание 1

Еще в 1921 г. было сформулировано одно из главных положений национальной политики: «суть национального вопроса РСФСР - уничтожить отсталость некоторых наций, чтобы дать им возможность догнать центральную Россию…».

По решениям X съезда РКП (б) партия обязывалась помочь народам: развить и укрепить организацию, администрацию, хозяйственные учреждения, культурную и образовательную сферу. Однако в конце 1922 г. наметилась перспектива «записывания в ряды» националистов представителей окраин, которые не хотели перестраиваться в социалистический строй.

Союзный же центр опасался, что если в РСФСР появятся полноправные органы власти, то он не сможет удержать полноту власти у себя и использовать Россию как поле для социальных и национальных экспериментов. Возможно, что как раз для подавления недовольства неравным положением РСФСР в СССР выдвинули лозунг борьбы с «великодержавным русским шовинизмом».

Официальная идеология вообще до конца 1920-х гг. осуждала все прошлое России. Русским пропагандировалась мысль, что до 1917 г. у них не было своего отечества. Дореволюционная Россия называлась «тюрьмой народов», а русские – эксплуататорами и угнетателями других народов. Любой патриотизм мог стать национализмом при определенном уклоне; главную опасность представлял русский национализм, а вот национальный мог оправдываться.

Окончательное утверждение Сталина у власти утвердило определение нации и представление о новых, советских нациях. Он изображал общечеловеческую культуру, в которой стремиться социализм, как национальную по форме и пролетарскую по содержанию. Переход к ней задумывался через одновременное развитие культуры (национальной и общечеловеческой) у всех советских национальностей. Сталин развенчал тезисы о том, что в период строительства социализма исчезнут все нации. Появилась установка, согласно которой, время победы социализма в одной стране станет этапом:

  • расцвета других наций и их культуры и языка;
  • равноправия наций;
  • укрепления интернациональных связей;
  • ликвидации взаимного недоверия между нациями.

Эти положения были закреплены в политической ответе ЦК XVI съезду партии в 1930 г. – получалось, что в ближайшем времени культурами наций ничего, кроме «расцвета» не угрожало. Комплекс теоретических новшеств Сталина и национальную политику второй половины XIX в. можно оценить как уступку «националам».

Народы, которые ранее входили в состав Российской империи, получили свои автономии и государственность, что способствовало росту национального самосознания и национальной общности. Вовлечение местного населения в руководящий аппарат приводило не только в позитивным последствиям, но и к формированию национальных элит, что зачастую уклонялось в сторону национализма и сепаратизма.

Государство не только помогало отсталым ранее народам, но и пыталось ограничить национал-сепаратизм, что влекло за собой репрессивные меры. Однако это не было возвращением к политике дореволюционной России: русские не господствовали над другими народами и не было насильственной русификации. Русские наоборот больше отдавали, чем получали от других народов, но при этом оставались государствообразующей нацией и главной опорой страны.