Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Церковная реформа Петра III

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Церковная реформа Петра III

Будущий российский император Петр III родился в немецком Киле. Его матерью была дочь Петра I Анна Петровна, а отцом – племянник Карла VII Карл Фридрих Голштейн-Готторпский. Петр был претендентом как на российский престол, так и на шведский. Но когда в 1741 году российской императрицей стала бездетная Елизавета Петровна, она назначила приемником племянника – Петра III. После смерти Елизаветы 5 января 1762 года Петр III стал российским императором. За короткий период правления (всего 186 дней) он даже не успел пройти коронацию, однако успел начать проводить комплекс реформ. Одним из его проектов была реформа церкви.

Секуляризация земель

В самом начале правления Пётр III начал реализовывать проект секуляризации церковных земель, целью которого было изъятие части церковных владений, упразднение целого ряда монастырей и определение государственного содержания для епархий и обителей. Благодаря реформе у государства могло появиться множество земель, которые оно бы использовало для своих нужд. Завершила реформу Екатерина II.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 1

Секуляризация – это конфискация государством церковного и монастырского имущества.

21 марта 1762 года Петр Федорович подписал «Манифест о секуляризации церковных и монастырских земель». Этот манифест стал одним из важнейших документов правления Петра III. Согласно ему, в пользу государства у Церкви (у Правительствующего Синода) изымались ее «независимые» земли. Упразднялась Канцелярия синодального экономического правления, а вместо неё в ведомстве Сената вновь учреждалась Коллегия экономии, управлявшая имениями через отставных офицеров. Помимо этого, манифест упразднил ряд монастырей, которых во всех епархиях на тот момент насчитывалось 954, и определил государственное содержание для епархий и обителей.

Манифест урегулировал финансовый аспект реформы. Крестьяне, ранее обрабатывавшие землю в пользу церкви, теперь получали ее в личное пользование, но в дополнение к подушной подати должны были платить 1 рубль. Таким образом, они стали государственными крестьянами, то есть освобожденными от оброка и барщины. Налоги с государственных крестьян направлялись в Коллегию экономии при Сенате.

Согласно манифесту монастыри и епархиальные архиереи должны были получать средства на содержание. Также манифестом объявлялась амнистия крестьянам, поскольку судебные тяжбы между землевладельцами и крестьянами останавливались. Исключение было только для обвинений в убийстве. Документы суда о прекращённых делах подлежали уничтожению. Если прибыль с земли увеличивалась, то офицеры-землевладельцы получали от нее десять процентов.

Благодаря манифесту обширные земли могли оказаться в руках государства и использоваться для нужд страны. Но Пётр III не успел после подписания манифеста в этом направлении совершить никаких действий. 28 июня 1762 года в результате дворцового переворота Пётр III был убит, а на престол взошла его жена, Екатерина II. Среди духовенства с ней связывались надежды на отмену манифеста и восстановление церковно-помещичьего быта. Но Екатерина также была убеждённой секуляристкой и подтвердила манифест в 1764 году, начав проводить политику секуляризации церковного имущества.

Прекращение преследований старообрядцев

Определение 2

Старообрядчество — это множество религиозных организаций и течений в русле русской православной церкви, которые отвергают принятую патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в 1650—1660-х церковную реформу, которая своей целью провозглашала унификацию богослужебного чина Русской православной церкви с греческой Церковью Константинопольской, а на самом деле реформа создавала благоприятные условия для секуляризации.

9 января 1762 года генерал-прокурор Глебов объявил в Сенате именной указ, что государь Петр Федорович позволяет всем бежавшим в Польшу и прочие заграничные страны старообрядцам вернуться в Россию. Им разрешалось селиться в Сибири, в Барабинской степи и подобных местах, при этом запрещалось им как-либо препятствовать в содержании закона по традициям и старопечатным книгам. Причиной император указывал то, что внутри самой империи живет множество иноверных – и мусульмане, и язычники, а старообрядцы являются христианами, хоть и состоящими в застарелом суеверии и упрямстве. Вслед за этим Сенат дал указ выяснить, где находится раскольнические сборища для самосожжения, и если такие удастся обнаружить, то немедленно выслать туда людей, чтобы те убедили раскольников удержаться от смертельного намерения и выяснили, с какой целью они собираются это делать. Если выяснится, что такое намерение было принято от притеснений и заключения под стражу, то уверить старообрядцев, что производимые следствия велено прекратить, и действительно их закончить, а содержащихся под стражей немедленно распустить по домам, и впредь более арестов не производить.

Отношения с лютеранской церковью

Определение 3

Протестантизм — это одно из трёх главных, наряду с католицизмом и православием, направлений христианства, которое собой представляет совокупность множества независимых церквей и церковных союзов. Происхождение протестантизма связывается с Реформацией — развернувшимся в Европе XVI века широким антикатолическим движением.

Изначально воспитанный в протестантском духе, помимо прекращения гонений на старообрядцев Петр III имел намерение провести церковную реформу в протестантском духе: переодеть духовных лиц в протестантские сутаны, запретить духовенству ношение бороды, убрать все иконы из храмов, кроме образов Богородицы и Спасителя. Подобное отношение к национальной религии вызывало неприятие как у простого народа, так и при дворе.

Екатерина II в Манифесте от 28 июня 1762 года по случаю восшествия на престол ставила проект реформы Петру в вину, указывая, что православная церковь подвергалась крайней опасности перемене древней российской религии на принятие иноверного закона.