Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Церковная реформа Екатерины II

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Церковная реформа Екатерины II
Определение 1

Церковная реформа Екатерины II – это реформа, проведенная с целью передачи церковных владений государству, упразднения некоторых монастырей и определения содержания для епархий и обителей.

Предыстория и причины реформы

Долгое время институт Церкви играл огромную роль в жизни общества и государственном управлении. В XVII в. патриарх занимал очень высокое положение, пытаясь даже оказывать влияние на государственные дела. Это иногда пресекалось правителями (как в случае с деятельностью патриарха Никона), но в любом случае, глава Церкви имел огромную власть в своей сфере, пользуясь фактической автономностью. Тогда Церковь не зависела от государства, имела свои владения, свои доходы, могла принимать какие-то свои законы. Патриарх же пользовался большим авторитетом в народе, что вкупе с стремлением церковников «влезть» в управление государством, было основными причинами противостояния светской и церковной власти. В XVIII в. светская власть начинает вести активные действия по лишению церкви ее власти. Начало было положено Петром I, который, создав Синод в 1721 г., фактически включил церковь в аппарат управления государством.

Готовые работы на аналогичную тему

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Замечание 1

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Главные принципы реформы

Еще при вступлении на престол Екатерина II назвала святотатством изданный Петром III «Манифест о секуляризации церковных земель» об изъятии владений храмов, монастырей и епархий. Но вскоре поменяла своей мнение: уже в 1763 г. она изменила систему управления церковными вотчинами. Теперь средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, домов инвалидов, содержание училищ. Тогда же была создана Особая комиссия для изучения истинного положения дел, которая сформировала проект передачи монастырских земель в пользу государству.

Основными положениями Манифеста, выпущенного Екатериной в 1762 г. стали:

  • все храмовые земли с крестьянами на них (их было около 910 тыс. человек) перешли в ведение Коллегии экономии;
  • монастырские крестьяне получили личную свободу и стали называться «экономическими» (позже были переведены в государственных крестьян);
  • экономическим крестьянам оброк и барщина были заменены на подушный оклад (около 1,5 рубля размером), который шел непосредственно в казну через коллегию экономии;
  • на содержание монастырей, приходов и епархий отныне выделялась фиксированная сумма – 404 тыс. руб. в год.

Действие реформы по стране было неравномерным: некоторые области вообще не были ею затронуты до определенного периода. Так, только к 1780-м гг. эта реформа распространила свое действие по Черниговской, Киевской, Новгород-Северской, а еще позже по Курской, Воронежской, Екатеринославской. После ликвидации Коллегии экономии бывшие земли монастырей окончательно были закреплены за казной.

Эти преобразования по очевидным причинам вызвали недовольство духовенства. Знаменитым противником реформы являлся Арсений Мациевич, митрополит Сибирский, член Святейшего Синода. Он активно отстаивал автономность русской православной церкви от государственной власти, угрожая правительству анафемой. По приказанию Екатерины II его лишили сана, а затем отправили в Ферапонтов монастырь в Белоозере. Екатерина боялась, что его деятельность окажет влияние на народное сознание, поэтому его иногда перевозили из одного монастыря в другой. В заключении же он получил новое имя «Андрей Враль», а скончался в Ревельской крепости. Расправившись с противниками реформы, императрица укрепила свой авторитет.

Итоги реформы

Замечание 2

В это время значительно изменилась жизнь духовенства. Содержание реформы вынудило поменять монастырские уставы. Нравственный авторитет духовенства начал снижаться, а из-за обеднения некоторые монастыри и вовсе опустели.

Таким образом, С 1764 г. устанавливались новые материально-правовые взаимоотношения между государственной властью и Русской православной церковью, который сохраняли свой статус фактически до 1917 г. Екатерина II в результате своей реформы произвела радикальный переворот церковной системы, одновременно значительно увеличив доход в государственную казну. В концу ее правления этот доход составлял почти 4 млн руб., из которых церкви доставалась лишь восьмая часть. На этих цифрах можно примерно проследить, как сильно это изменило жизнь духовенства и церковные доходы. Несмотря на обещание правительства заниматься благотворительностью к духовенству, происходило в реальности это редко.

Екатерина II, как можно ошибочно подумать, не выступала против православия как религии, но полагала, что духовенство не должно иметь абсолютную экономическую независимость. В этом случае оно имело бы право вмешиваться в государственные дела и диктовать свои условия в вопросах проводимой политики. При Александре I контроль за Церковью был ослаблен, и духовенство получило право покупать пустующие земли для монастырей.