Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, носящие стойкий характер. Данные нарушения затрагивают лексический и грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизношение, просодическую организацию звукового потока, и наблюдаются у детей при сохраненном слухе и нормальном интеллекте.
Особенности формирования языкового мышления
Неотъемлемое свойство любого человека – владение языком, способность к речевому общению. Это отличает его от других живых существ. Развитие языковой способности является стихийным, нерегулируемым и, следовательно, несовершенным процессом.
У ребенка с тяжелым нарушением речи (ТНР) можно наблюдать следующие признаки:
- Отсутствие сформированного языкового мышления, необходимого для решения нестандартных заданий;
- Отсутствие сформированной потребности проводить анализ языковых явлений и установки соотношения между ними;
- Отсутствие речевого воображения.
Данные показатели в норме являются непременным условием для успешного обучения в школе. Они считаются важными характеристиками гармоничного развития детской личности. В случае их нарушения развитие и обучение детей затрудняется.
Сегодня проблема нарушения речи, характерная для детей, находящихся в дошкольном и младшем школьном возрасте, интенсивно разрабатывается в нескольких направлениях. Они включают психолого-педагогическое, клиническое и нейролингвистическое направление.
Проблемами исследования и психолого-педагогической коррекцией недостатков связной речи у детей с ТНР занимались психологи А. А. Алхазишвили, Л. С. Выготский, О. П. Гаврилушкина, Н. Н. Поддъяков, Г. И. Челпанов, Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, О. Б. Конева и педагоги И. А. Зимняя, В. В. Гербова, Е. И. Тихеева и др.
Сущность тяжелого нарушения речи
Тяжелое нарушение речи (ТНР) представляет собой нарушенное формирование всех составляющих речевой системы в их единстве (звуковая структура, фонематические процессы, лексика, грамматический строй, смысловая сторона речи). Они характерны для детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
ТНР является одним из самых распространенных логопедических заключений. Среди детей, которые имеют некоторые недостатки речевого развития, число лиц с тяжелыми нарушениями разной степени выраженности составляет большую часть.
Сегодня для проблемынарушения речи у детей с ТНР характерна интенсивная разработка в рамках психолого-педагогического, клинического и нейролингвистического направления.
Связная речь представлена высшей формой речи и мыслительной деятельности, которая способна определять уровень речевого и умственного развития.
Нарушение связной речи чаще всего накладывается на детскую неуспеваемость по программе дошкольного учреждения, младших классов школы. С этим связана и последующая дезадаптация, что предопределяет потребность в своевременном выявлении, предупреждении и устранении недостатков развития речи, имеющихся у детей.
Нарушения связной речи, а также сложности в овладении навыками монологической и диалогической речи, обладают локальным характером или являются симптомами более сложного по структуре расстройства. Можно встретить также нарушения связной речи у ребенка с ТНР, которые связаны с нарушениями его общения с воспитателями (сверстниками). Некоторые трудности преодолеваются непосредственно с помощью педагогов дошкольного учреждения.
Подходы к коррекции ТНР
Большая доля нарушений связной речи обладает специфическим (стойким) характером. Сегодня растет значение комплексной работы с такими детьми, поскольку проблема развития связной речи и словесного мышления становится важнейшей задачей в развитии ребенка.
Для решения проблемы используются знания и опыт педагогов, включая психологов, воспитателей, учителей и узких специалистов. Нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста решается через работу в психолого- педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлении.
Комплексный подход, включающий разработку теоретических и практических аспектов формирования связной речи у детей с ТНР, имеет особенное значение по той причине, что не сформированная речевая система способна ограничивать у ребенка рассматриваемой категории возможность перейти к осознанию сложных языковых закономерностей. Она также очень сильно препятствует развитию коммуникации.
Варианты коррекции и развития связной речи должны определяться включением детей в разные типы речевой деятельности. Особенно ценным здесь является применение словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи, а также репродуктивные способы обработки речевого материала.
У ребенка с ТНР необходимо выявлять нарушения не только в речевой, но и в других сферах, включая познавательную, эмоционально-волевую, двигательную и личностную. Это отражает необходимость использования комплексного подхода в коррекционной и психологической работе с ними.
Комплексный подход строится на 3 типах знаковой символики:
- образно-двигательный,
- вербальный (речевой),
- изобразительный (рисуночный, изобразительный).
Также здесь используются три типа замещения — предметный, позиционно-ролевой и ситуативный.
Для осложненных речевых нарушений необходим комплексный подход при условии, что психолог грамотно сочетает традиционные и инновационные методы и способы работы. Действующий комплексный подход, применяемый в отношении психолого-педагогической коррекции связной речи у детей с ТНР, формирует необходимые и достаточные условия. Они необходимы для образования речевых средств общения, в частности, для ее фонационного оформления, накопления лексических единиц, усвоения закономерностей языка.