Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диагностика операций мышления

Все предметы / Психология / Диагностика операций мышления
Определение 1

Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Его рассматривают в качестве вида умственной деятельности, которая состоит в познании сущности явлений, закономерных связей и отношений между различными вещами.

Сущность и особенности мышления

Мышление представляет собой высшую психическую функцию. Оно предполагает психический процесс отражения и познания существенной связи и отношения предметов и явлений объективного мира. Иногда мышление рассматривают в качестве психического процесса моделирования закономерностей окружающего мира. Это происходит на основании аксиоматических положений.

Например, высшая стадия обработки информации людьми или установление связей между явлениями (объектами) окружающего мира, а также отражение существенных свойств объектов и связи между ними, способствует формированию представлений об объективной реальности. Дискуссии по поводу определения понятия мышление продолжаются и сегодня.

В нейропсихологии и патопсихологии эту категорию относят к высшей психической функции. Мышление ученые рассматривают в качестве деятельности, которая имеет следующие составляющие:

  • Мотив,
  • Цель,
  • Система действий,
  • Система операций,
  • Результат,
  • Контроль.

Мышление считается высшей ступенью человеческого познания. С его помощью происходит познание окружающего реального мира, в основе которого лежит образование и непрерывное пополнение запаса категорий и понятий.

Операции мышления включают вывод новых суждений (выведение умозаключений). В целом это дает возможность получить знания о различных объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые невозможно воспринять непосредственно с помощью первой сигнальной системы. Такие категории, как формы и законы мышления включены в предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы являются предметом физиологии и психологии.

Операции мышления и особенности их диагностики

Мышление в качестве деятельности включает отдельные действия (операции), диагностика которых обусловлена конкретной целью, стоящей перед исследователем. Существуют различные способы и приемы мысленного оперирования с образами, категориями отражаемых явлений и предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные операции мышления, которые можно подвергнуть диагностике, представлены:

  • Анализом,
  • Синтезом,

Производными от них считаются операции сравнения/обобщения, классификации/систематизации, абстракции/конкретизации.

Анализ — это мыслительная операция, которая может осуществляться при восприятии любых предметов (явлений), а также при представлении чего-либо в форме образов. Это происходит, например, когда человек думает о чем-либо в обобщенном виде (мыслит понятиями). Анализ представляет собой мысленное разложение целого на части, когда в нем выделяются отдельные свойства и признаки.

Принято рассматривать два типа анализа: мысленное разложение целого на части, мысленное выделение в целом отдельных характеристик, признаков или свойств.

Синтез является мысленным соединением элементов предметов или явлений, когда происходит сочетание их признаков свойств или сторон с помощью мышления. Анализ и синтез являются противоположными операциями мышления. Тем нее менее, при диагностике этих операций, необходимо помнить, что они в то же время связаны.

Например, заучивая какой-то материал школьник сначала прочитает его весь, а потом выделит отдельные смысловые куски, то есть проведет анализ текста. После этого нужно составить план для запоминания, что уже представляет собой операцию синтеза.

Выделение отдельных частей или свойств явлений (предметов) предполагает появление возможности сравнить их друг с другом. Сравнение является сопоставлением, цель которого состоит в определении сходства и различия. Сравнение может производиться по одному какому-то признаку или по нескольким признакам и свойствам (например, школьников можно сравнивать по успеваемости, но иногда сравнение происходит по комплексу показателей, включая дисциплину, успеваемость, активность и др.).

Эффективное сравнение можно наблюдать в том случае, когда его осуществляют целенаправленно, то есть оно проходит с определённой точки зрения для получения ответа на поставленный вопрос. Сравнение может направляться на установку сходства предметов (различий между ними), а также на формировании похожих (отличительных) признаков. Эта операция мышления может применяться не только в качестве средства тонкого и многообразного сопоставления, но и с целью выявления изменений, которые происходят в одном предмете.

С помощью такой операции мышления, как сравнение можно решить проблему изменения качества знаний, которыми овладели отдельные дети или целый класс за выбранный промежуток времени. Этот же показатель можно диагностировать, выбрав группу у разных преподавателей, по разным предметам.

Человек, выделяя общее в явлениях окружающего мира или предметах, вместе с этим и вскрывает различия. Таким образом, может быть получена возможность систематизации.

Систематизация (классификация) представляет собой мысленное распределение явлений и предметов по группам и подгруппам в соответствии с признаками сходства (различия) друг с другом. Одинаковые объекты можно классифицировать разным образом, это происходит в зависимости от того, какой признак лежит в основе классификации. Например, учеников в группе разбивают по показателям успеваемости, дисциплины, активности в общественной работе и др.

Благодаря конкретизации происходит мысленный переход от обобщения к единому отдельному случаю. Для этого снова может потребоваться анализ частного случая и выявление в нем признаков, соответствующих некоторому перечню, закону, правилу. Примером в учебной деятельности может быть приведение конкретного факта, иллюстрации, которые подтвердят общее теоретическое положение.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис