Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
Общение ‒ это коммуникация, т.е. обмен мнениями, настроениями, переживаниями, желаниями и т.д.
Специфика межличностной коммуникации выявляется в ряде феноменов и процессов: психологической обратной связи, присутствии барьеров коммуникации, коммуникативном воздействии и наличии разных уровней передачи информации (к примеру, невербального и вербального).
Коммуникация (лат. communicatio) – слово, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В плане практическом ‒ это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который приводит к взаимному пониманию.
Для исполнения процесса коммуникации нужны четыре ключевых элемента:
- отправитель, лицо, которое собирает информацию и передает ее;
- сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
- средства или канал для передачи информации;
- получатель, или лицо, которому направлена информация и который интерпретирует ее.
В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:
- начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
- выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
- передача информации через применение избранных каналов связи;
- реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
- фаза обратной связи ‒ отклик реципиента на полученную информацию.
Следует отметить, что на всех этапах процесса коммуникации могут быть преграды, которые искажают смысл информации, которая была передана.
Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация проявляется в форме приказа, просьбы, совета. Она предназначена для того, чтобы инициировать какое-то действие. В свою очередь стимуляция может быть разной. Это может быть побуждение к действию в установленном направлении. Это может быть побуждение, которое не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. В конечном счете, это может быть рассогласование или нарушение определенных автономных форм деятельности или поведения.
Констатирующая информация представляется в форме сообщения, она не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя содействует этому косвенно. Характер сообщения при этом может быть разным: критерий объективности может варьироваться от подчеркнуто «безразличного» тона изложения до введения в текст сообщения довольно очевидных компонентов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. тем лицом, от которого исходит информация.
В процессе коммуникации коммуникатор может занимать одну из трех позиций:
- открытую ‒ коммуникатор объявляет открыто себя сторонником предлагаемой точки зрения, дает оценку разных фактов в подтверждение данной точки зрения;
- отстраненную ‒ коммуникатор придерживается нарочито нейтрально, сопоставляет различные точки зрения, не исключая направленности на одну из них, но не объявленную открыто;
- закрытую ‒ коммуникатор замалчивает свою точку зрения, порой даже может прибегать к особым действиям для того чтобы ее скрыть
Средства коммуникации
Передача какой-либо информации возможна лишь при помощи знаков или знаковых систем. Выделяют несколько знаковых систем, которые применяются в процессе коммуникации, в соответствии с ними можно выстроить классификацию процессов коммуникации. Выделяют невербальную и вербальную коммуникации, которые используют в процессе коммуникации разные системы знаков.
На вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется речь человека.
Часто высказывается мнение, что речь скрывает подлинное лицо человека, но вместе с тем, речь может показывать его, вопреки воли говорящего. Речь является одним из условий становления личности.
Невербальные средства общения представляются дополнением речевого общения. Психологи утверждают, что от 60 до 80% получаемой человеком информации, была получена используя невербальные (неречевые) средства общения.
Невербальная коммуникация – это комплекс неязыковых средств, знаков и символов, которые применяются для передачи сообщений и информации в ходе процесса общения.
Барьеры в коммуникационном процессе
В процессе коммуникации между людьми могут появляться особые барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с ошибками декодирования и кодирования, а носят психологический и социальный характер.
Коммуникативный барьер ‒ это психологическое ограничение на пути точной передачи информации между партнерами по общению.
В процессе коммуникации могут сформироваться следующие коммуникативные барьеры понимания:
- логический барьер ‒ появляется у партнеров с разным типом мышления. В зависимости оттого, какие формы и типы мышления доминируют в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне непонимания или понимания. Он появляется в тех случаях, когда логика рассуждения, которая была предложена коммуникатором, либо чрезмерно сложна для восприятия реципиента, или видится ему неверной, или может противоречить свойственной ему стилю доказательства.
- стилистический барьер ‒ несоответствие формы представления информации ее содержанию. Появляется при неверной организации сообщения при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или речевого стиля и актуального психологического состояния реципиента.
- семантический коммуникативный барьер (от греч. ‒ обозначающий) связан со смыслом и значением слова. Неудивительно, что этот барьер проявляется в общении часто, ведь человек не мог бы запомнить все выслушанное детально. На пути к сознанию информация деформируется под действием собственного опыта, жизненных ценностей и словарного запаса.
- перцептивно-интерпретационный барьер, который определен индивидуальностью восприятия собеседника. Разные люди неодинаково воспринимают одни и те же ситуации, делают акцент на разных особенностях. Они уверены, что их личная точка зрения и есть самая верная.
- диспозиционный барьер, который определен отличиями в социальных, жизненных и профессиональных установках людей, которые вступают в коммуникативный процесс общения.
В ходе коммуникации между реципиентами могут появляться разные барьеры коммуникации, такие как фонетический, логический, стилистический барьеры, а также многие другие. Все же зная природу коммуникационных барьеров, мы должны стремиться их избежать в процессе коммуникации с собеседником на бытовом или профессиональном уровне.