Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативная сторона общения в психологии

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Определение 1

Общение ‒ это коммуникация, т.е. обмен мнениями, настроениями, переживаниями, желаниями и т.д.

Специфика межличностной коммуникации выявляется в ряде феноменов и процессов: психологической обратной связи, присутствии барьеров коммуникации, коммуникативном воздействии и наличии разных уровней передачи информации (к примеру, невербального и вербального).

Определение 2

Коммуникация (лат. communicatio) – слово, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В плане практическом ‒ это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который приводит к взаимному пониманию.

Для исполнения процесса коммуникации нужны четыре ключевых элемента:

  1. отправитель, лицо, которое собирает информацию и передает ее;
  2. сообщение, сама информация, представленная в той или иной форме;
  3. средства или канал для передачи информации;
  4. получатель, или лицо, которому направлена информация и который интерпретирует ее.

В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:

  1. начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
  2. выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
  3. передача информации через применение избранных каналов связи;
  4. реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
  5. фаза обратной связи ‒ отклик реципиента на полученную информацию.
«Коммуникативная сторона общения в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следует отметить, что на всех этапах процесса коммуникации могут быть преграды, которые искажают смысл информации, которая была передана.

Замечание 1

Информация, которая исходит от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, просьбы, совета. Она предназначена для того, чтобы инициировать какое-то действие. В свою очередь стимуляция может быть разной. Это может быть побуждение к действию в установленном направлении. Это может быть побуждение, которое не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. В конечном счете, это может быть рассогласование или нарушение определенных автономных форм деятельности или поведения.

Констатирующая информация представляется в форме сообщения, она не подразумевает непосредственного изменения поведения, хотя содействует этому косвенно. Характер сообщения при этом может быть разным: критерий объективности может варьироваться от подчеркнуто «безразличного» тона изложения до введения в текст сообщения довольно очевидных компонентов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. тем лицом, от которого исходит информация.

В процессе коммуникации коммуникатор может занимать одну из трех позиций:

  • открытую ‒ коммуникатор объявляет открыто себя сторонником предлагаемой точки зрения, дает оценку разных фактов в подтверждение данной точки зрения;
  • отстраненную ‒ коммуникатор придерживается нарочито нейтрально, сопоставляет различные точки зрения, не исключая направленности на одну из них, но не объявленную открыто;
  • закрытую ‒ коммуникатор замалчивает свою точку зрения, порой даже может прибегать к особым действиям для того чтобы ее скрыть

Средства коммуникации

Передача какой-либо информации возможна лишь при помощи знаков или знаковых систем. Выделяют несколько знаковых систем, которые применяются в процессе коммуникации, в соответствии с ними можно выстроить классификацию процессов коммуникации. Выделяют невербальную и вербальную коммуникации, которые используют в процессе коммуникации разные системы знаков.

Замечание 2

На вербальном уровне в качестве средств передачи информации используется речь человека.

Часто высказывается мнение, что речь скрывает подлинное лицо человека, но вместе с тем, речь может показывать его, вопреки воли говорящего. Речь является одним из условий становления личности.

Невербальные средства общения представляются дополнением речевого общения. Психологи утверждают, что от 60 до 80% получаемой человеком информации, была получена используя невербальные (неречевые) средства общения.

Определение 3

Невербальная коммуникация – это комплекс неязыковых средств, знаков и символов, которые применяются для передачи сообщений и информации в ходе процесса общения.

Барьеры в коммуникационном процессе

В процессе коммуникации между людьми могут появляться особые барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с ошибками декодирования и кодирования, а носят психологический и социальный характер.

Определение 4

Коммуникативный барьер ‒ это психологическое ограничение на пути точной передачи информации между партнерами по общению.

В процессе коммуникации могут сформироваться следующие коммуникативные барьеры понимания:

  • логический барьер ‒ появляется у партнеров с разным типом мышления. В зависимости оттого, какие формы и типы мышления доминируют в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне непонимания или понимания. Он появляется в тех случаях, когда логика рассуждения, которая была предложена коммуникатором, либо чрезмерно сложна для восприятия реципиента, или видится ему неверной, или может противоречить свойственной ему стилю доказательства.
  • стилистический барьер ‒ несоответствие формы представления информации ее содержанию. Появляется при неверной организации сообщения при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или речевого стиля и актуального психологического состояния реципиента.
  • семантический коммуникативный барьер (от греч. ‒ обозначающий) связан со смыслом и значением слова. Неудивительно, что этот барьер проявляется в общении часто, ведь человек не мог бы запомнить все выслушанное детально. На пути к сознанию информация деформируется под действием собственного опыта, жизненных ценностей и словарного запаса.
  • перцептивно-интерпретационный барьер, который определен индивидуальностью восприятия собеседника. Разные люди неодинаково воспринимают одни и те же ситуации, делают акцент на разных особенностях. Они уверены, что их личная точка зрения и есть самая верная.
  • диспозиционный барьер, который определен отличиями в социальных, жизненных и профессиональных установках людей, которые вступают в коммуникативный процесс общения.

В ходе коммуникации между реципиентами могут появляться разные барьеры коммуникации, такие как фонетический, логический, стилистический барьеры, а также многие другие. Все же зная природу коммуникационных барьеров, мы должны стремиться их избежать в процессе коммуникации с собеседником на бытовом или профессиональном уровне.

Дата последнего обновления статьи: 30.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot