Методы исследования в психологии — это совокупность способов сбора и обработки информации, помощью которых можно получать достоверные и надежные знания о психологических явлениях
Особенности качественных и количественных исследований
Количественные методы исследования — это совокупность научного, сциентистского, естественно-научного подхода в психологии. В отличие от них под качественным (интуитивистским) подходом понимают гуманистический (гуманитарный, опытный, феноменологический, клинический) подход к исследованию случаев. Сюда можно включить наблюдение, оценку и обыденное знание.
Разделение на количественные и качественные методы произошло довольно давно. Эти два направления в свое время находились в состоянии конфликта. Популярность каждого из них подвергалась колебаниям, которые можно было связать с изменениями представлений о природе научного знания, с успехами в науке.
Вопрос полярности и противопоставления количественного и качественного подхода к исследованиям не решится, если признать один из них универсальным и более значимым для исследования. Было бы разумно не противопоставлять, а сочетать эти методы.
Сочетание количественных и качественных методов исследования представляет собой принцип функциональной дополнительности. С его помощью были объединены подходы и их связали друг с другом. При этом выбор соответствующих количественных или качественных методов определяют лишь спецификой изучаемой проблемы.
Организация качественных методов исследования способна определять природу и характер полученных результатов. Известным американским ученым, исследовавшим массовую коммуникацию, К. Криппендорфом в 1980 году были выделены два типа получаемых данных (условно обозначались «emic» и «etic»).
«Emic-данные» представляли собой информацию, которая вытекает из природных (естественных) форм поведения. Они по минимуму зависят от исследователя или обстановки для исследований. По этой причине они обозначались в качестве свободных (неформализованных, не зависящих от влияния исследователя) данных. С другой стороны, эти данные являются строгими и формализованными сведениями, которые как бы навязаны исследователем.
Качественные методы исследования способны обеспечить результаты, которые становятся ближе к свободной и независимой стороне континуума. Это связано с тем, что они дают возможность реципиенту отвечать своими словами и использовать собственные категории и осознанные ассоциации. Тем не менее, эти методы не в полной мере лишены структуры, поскольку исследователем задаются определенные вопросы.
Достоинства и ограничения количественных методов
Среди основных характеристик количественных методов необходимо выделить «формализм» и «массовость». Исследуемые показатели разработчик задет изначально и заранее, при этом отступление от них уже не предполагается в процессе сбора. Массовый сбор однотипной информации должен предшествовать их количественной (цифровой) обработке.
В состав достоинств измерительных (количественных) методов относят несколько составляющих:
- Объективность процедуры исследования;
- Возможность перепроверить полученные результаты с помощью выполнения требований репрезентативности;
- Высокая степень надежности;
- Валидность.
Используя количественные методы, появляется возможность исследовать большее число испытуемых. Данные таких исследований обобщаются очень быстро и легко. Определение характеристик устойчивого и объективного характера предполагает возможность сравнения полученных индивидуальных результатов исследований с обобщенными данными исследований из большой выборки. Помимо этого, результаты использования именно количественных методов позволяют построить математическую модель исследуемого объекта.
Особенности качественных методов исследования
В состав основных отличительных сторон качественных методов исследования, если сравнивать их с количественными методами, необходимо включить то, что они основаны на статистических процедурах и обладают нестандартизованным характером. Эти методы концентрируются на широком изучении всего спектра проявлений объекта, не заостряя внимание на его количественных закономерностях.
Методы качественного анализа психических явлений ориентированы на раскрытии причинно-следственных связей и анализе самого процесса изменений и взаимодействия исследуемого объекта (внутри него и с окружающей реальностью). Подобные качественные методы исключают жесткую формализованную схему сбора данных, не представляя результат в качестве статистических и математических выкладок.
Особенность качественных методов исследования заключается в смысле вопросов, которые предлагаются любыми формализованными опросниками. Он может не всегда совпасть категориями, имеющимися в сознании респондента. В результате исследований респондент начинает принимать и оценивать предложенную ему структуру. Тем не менее, исследователь здесь получает неполную информацию. Возможность свободно высказаться предоставляется респонденту только в рамках качественных неформализованных методов исследования.
Положительная сторона качественных методов состоит в апелляции к активности аудитории. В результате этого формируются условия для наблюдения за показателями индивида. В дополнение к функциональной роли информации индивиды могут наделять ее значением, то есть как-то относятся к ней и к самим коммуникаторам. У человека в этом случае создается некий образ различных социальных явлений.
При осуществлении качественного исследования, которое максимально приближено к жизненной ситуации, респондент, свободно высказывающий свое мнение, получает возможность решать творческую задачу по представлению своих образов в том виде, в котором они оказывают воздействие на мотивацию.