Понятие мышления
Термин «мышление» уже давно широко используется в психологической науке. Однако, с появлением когнитивной психологии как отдельного направления исследований познавательной деятельности, проблема мышления рассматривалась в русле попыток смоделировать поведение человека в процессе решения задач. В первых когнитивных теориях мышления (например, модель Алана Ньюэлла и Герберта Саймона) субъект является активным звеном преобразования действительности, оперирует информацией, однако его мышление подчиняется определенным правилам и принципам решения задачи.
Мышление понималось как совокупность алгоритмизованных элементарных операций, применяемых субъектом для уменьшения расхождения между актуальным состоянием решения задачи и нужным состоянием. Мышление понималось как репродуктивный процесс, который ограничивался деятельностью в рамках достижения цели.
Аргументами критики данной концепции стали:
- эмпирическая и практическая доказательность данной концепции с позиции психологической теории;
- проблема неучета индивидуальных различий мыслительной деятельности, а именно индивидуальных стратегий распределения когнитивных ресурсов и организации временных затрат в зависимости от особенностей задачи;
- понимание мышления как репродуктивного, реактивного, а не рефлексивного процесса.
Также первые модели мышления не могли объяснить такие феномены как:
- феномен избирательности стратегий мышления, так как они только воспроизводили его как закономерность;
- феномен регуляции и контроля за процессом решения задачи и модификации стратегий их решения на основе прогноза неудовлетворительного результата.
Осознание исследователями этих ограничений, привело в 1960-1970-х гг. к постановке проблемы многоуровневости организации сознания.
В общем, мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления.
Отличительные характеристики мышления в когнитивной психологии
Традиционная психология определяет мышление как психический процесс благодаря которому в мозгу человека происходит обобщение и опосредование отражения, при этом отображаются не только сами предметы, явления, свойства, а отображаются связи и отношения между ними.
Фактически это отображение можно назвать понятийным, а значит, самой сложной формой познания мира. В мыслительном процессе, в отличие от чувственного познания, с помощью опосредованных систем средств (мыслительные операции, речь, простейшие психические процессы, знания, представления и т. п) происходит процедура выделения существенных признаков и отношений и объединение их в определенные логические структуры, которые, в свою очередь, преобразуются в понятия.
Мышление оперирует не только на уровне ощущений и восприятий, но и на уровне памятных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение) на представлениях и конечно на эмоциях. Современная психологическая наука принципиально пытается выделить в мышлении именно психологический аспект, абстрагируясь от теоретико-познавательного и логического.
Таким образом, отличительными характеристиками мышления с точки зрения когнитивной психологии являются следующие:
- мышление является многофункциональным, и каждую из этих функций должна исследовать соответствующая наука, но для психологии есть специальный аспект изучения мышления;
- мышление является психическим процессом, а, следовательно, проявляется во времени, пространстве и динамике;
- мышление является не только процессуальным, но и деятельностным и должно рассматриваться во взаимосвязи этих двух подходов.
- мышление субъективно, как и вся психика человека, а также ориентировочно.
Мышление тесно объединяет все психические процессы в единый механизм, который называется интеллектом. Именно интеллект дает способность человеку сконструировать личностную парадигму мира, что, в свою очередь, отражает ее субъективное созидание окружающей действительности, стремление реорганизовать и развивать свой индивидуальный личностный опыт, что проявляется в личностном взаимодействии с окружающим миром.
Виды мышления
В психологической науке выделяют различные классификации видов мышления. Так, различают эмпирическое и теоретическое мышление. В основе этих видов лежат соответствующие обобщения и абстракции.
Эмпирическое обобщение - это не просто сравнение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, но и выделение при этом схожих, одинаковых, формально-общих, ритмично повторяющихся признаков.
Формально-общие признаки отождествляются с существенными, абстрагируются от других (несущественных) признаков и проектируются в слово, то есть в вербальный образ. Такой путь мыслительной деятельности приводит к эмпирическим понятиям, в которых фиксируются эмпирические значения, но они не отражают сущности предметов и явлений.
Эмпирическое мышление выделяет родовидовые связи предметов и объединяет их в различные классы и категории, и это главная его функция. С целью выявления внутреннего единства целого в процессе анализа некой целостной системы применяют теоретическое, содержательное абстрагирование и обобщение. На основе теоретического обобщения и абстрагирования формируются теоретические понятия, с помощью которых отражаются объекты и средства мыслительной построения, воссоздается целостная их система. С помощью содержательного мышления опосредованно отражаются не только внешние сходства или различия предметов и явлений, но и раскрывается их внутренняя сущность.
Особым типом практического мышления является оперативное мышление, которое присуще операторам внешних систем управления, работающих в экстремальных напряженных условиях. Оперативное мышление помогает решить практические задачи на основе моделирования оператором объектов деятельности, на основе чего формируется модель следующего плана действий и благодаря чему достигается цель.
Таким образом, мышление – это процессуально-познавательная деятельность, которая дифференцируется в зависимости от видов, уровней и характера обобщения, а также от динамических характеристик самого субъекта и средств отображения. Характерным в мышлении является то, что этот процесс не является запрограммированным на субъективном уровне, а реализуется, создается во время мышления, поэтому сама процедура мышления тоже является процессом. Мышление как процесс реализуется благодаря мыслительным действиям и операциям. Оперирование объектами, предметами и их свойствами - это оперирование образами, представлениями, понятиями.