Понятие нормы в клинической психологии
Норма – это явление группового сознания, представленное в виде разделяемых группой воззрений и частных мнений членов группы о требованиях к поведению индивидов с учетом их социальных ролей, формирующих благоприятные условия общественного бытия.
С термином «норма» как правило, взаимосвязано представление о здоровье, с термином «патология» ‒ о болезни, которую нужно лечить.
Необходимо отметить, что однозначной позиции к понятию «норма» сегодня нет. Одним из основных источников заимствований в психологической науке считается комплекс медицинских терминов, в частности, психиатрии, где термин «нормы» традиционно присутствует в виде дихотомии «норма ‒ патология».
С позиции медицины норма ‒ синоним здоровья, баланса всех жизненных процессов в организме; патология ‒ синоним заболевания, деструкции, дисгармонии.
Имеется также представление врачей о том, что норма ‒ это оптимум функционирования и формирования систем и органов организма.
Болезнь ‒ это гипо-, гипер- или извращение функции систем и органов организма, которые проявляются вовне, нарушают его взаимодействие со средой обитания и мешают сохранению условного постоянства его внутренней среды (гомеостаза).
В науке выработано несколько различных технологий описания нормы, несколько типов ее осмысления:
- нормальным является то, что типично;
- нормальным является то, что наиболее адаптировано к окружающей среде;
- нормальным является то, что часто встречается, что бывает у основной массы;
- нормальным является то, что считается стандартным;
- нормальным является отсутствие патологии (отрицательный признак нормы).
ВОЗ выделила и описала разные уровни здоровья психики:
- Уровень эталонного (идеального) здоровья, под которым рассматривается полная адаптация индивида, его гармоническое формирование, положительная представленность всех мер здоровья психики. На уровне эталонного здоровья не проявляется возможность появления каких-либо расстройств психики.
- Среднестатистический уровень, при котором состояние характеристики психики отвечает популяционным признакам, с учетом возраста, пола, положения в обществе, социокультурных критериев и прочего. На данном уровне допускается возможность вероятных поведенческих расстройств психики (например, в границах кризисов личностного становления).
- Конституциональный уровень, который связан с типологиями устройства тела и психики. На данном уровне допускалось присутствие групп риска, характеризуемых в связи со свойствами конституции.
- Уровень акцентуаций как вариаций заострения черт характера человека, который связан с высокой уязвимостью к установленным обстоятельствам жизни.
- Уровень предболезни, при котором фиксировалось присутствие отдельных признаков расстройства психики.
На практике психопатологический подход в оценке нормы был реализован на представлении о том, что при отсутствии каких бы то ни было признаков человек здоров. Все же необходимо обозначить, что в различных культурах и в разные периоды истории могут отмечаться различные признаки заболевания, к тому же большая часть условно здоровых людей имеют, тем не менее, хотя бы один какой-либо признак заболевания.
Были выделены также следующие виды норм:
- Статистическая норма – обусловливается посредством опытных среднестатистических данных (ненормальный – следовательно, необычный).
- Идеальная норма – «состояние совершенства», установление того, как должно быть в идеале (ненормальный – не отвечающий требованиям идеала).
- Социальная норма – предписанные социумом поведенческие нормы (ненормальный – отклоняющийся от нормы).
- Субъективная норма – критерием ее оценки пвыступают индивидуальные данные (ненормальный – не подходящий для индивида).
В ходе оценки психологического состояния человека, как правило, используют различные виды норм. Норматив и норма считаются изменчивыми категориями, динамичными, но лишь в установленных границах, в пределах которых человек может реализовать нормальную жизнедеятельность.
Базируясь на понятийно-концептуальном аппарате медицины, психология, совершенствовала и свои психологические концепции болезни и здоровья.
Статистический подход к пониманию нормы
Длительное время в медицинской психологии преобладал статистический подход, при котором категория нормы применялась в качестве базисного критерия сопоставления текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей.
В нашем сознании с термином нормы тесным образом связано состояние здоровья. Несоответствие же нормы рассматривается как болезнь и патология.
Таким образом, статистический подход отсекает личностные черты и формы поведения, за которыми могут скрываться проявления яркой индивидуальности, оригинальности, необычности, характеризуя данную оригинальность в определениях расстройства психики. Вследствие этого представленный подход используется в настоящее время в ограниченном ряде случаев.
Идеологический подход к понятию нормы
Идеологический подход предлагает иное направление в разработке термина нормы.
Нормой можно полагать определенный идеальный образец состояния человека, к которому должны в той или другой мере стремятся все люди, и к которому психолог должен вести клиента в ходе процесса консультирования.
Проблема нормы-норматива, которая связана с вопросом избрания нормативной группы ‒ людей, чья жизнь выступает в качестве эталона, по которому измеряется эффективность уровня функционирования личности и организма.
В зависимости от того, каких людей наделенные властью эксперты (психологи или психиатры) включают в нормативную группу, устанавливаются разные границы нормы.
Использование идеологического подхода к установлению нормы также носит ограниченный, частный характер.
Феноменологический подход к понятию нормы
Феноменологический подход приобретает все большее распространение в психиатрии и психологии.
В. Д. Менделевич в своей книге «Клиническая и медицинская психология» рассматривает принципы разграничения феноменов психопатологии и психологии, которые базируются на феноменологическом подходе к оценке патологии и нормы.
В качестве первого принципа автор приводит цитату принцип Курта Шнайдера, который говорит о том, что в связи с вероятностью феноменологического сходства с психическим заболеванием (психопатологическим признаком) признается исключительно то, что может быть доказано.
Доказательство, в соответствии с принципом Курта Шнайдера, строится на «двух логиках»: оценке логики поведения и обоснования испытуемым своего поведения и логике доказательства.
Еще одним принципом, которым руководствуется научная диагностика, считается принцип «презумпции психической нормальности». В согласовании с выделенным принципом, человек для всех считается психически здоровым, пока не подтверждено обратное, и никто не вправе требовать от него подтверждения данного явного факта.