Карен Хорни — это немецко-американский психоаналитик, последовательница Фрейда, создавшая собственную социокультурную теорию личности.
Социологические воззрения Карен Хорни
Карен Хорни является американским психологом и психоаналитиком. Она стала ключевой фигурой неофрейдизма, акцентировав роль воздействия окружающей социальной среды на развитие личности. Автор социокультурной теории личности предприняла попытку уйти от «мистических энергий» Зигмунда Фрейда. Она не стала рассуждать о «биологических» инстинктах к жизни и к смерти, и вместо этого начала говорить о том, что ведущую роль в развитии невроза играет окружение ребенка (например, его семья, и то, каким образом ребенок воспринимает то, что с ним происходит).
Хорни вывела несколько положений:
- Физическая анатомия не имеет решающего значения в психологических различиях между женским и мужским полом (автор теории утверждала, что фрейдовское заявление о «зависти к пенису» нелогично);
- Социокультурные условия сильно влияют на человеческое развитие и функционирование;
- Наличие огромных различий в личностной динамике, что стало результатом воздействия культурных факторов.
На основе данных положений Карен Хорни сделала вывод о том, что в основе патологии личности находятся уникальные стили межличностных отношений.
Особенности развития личности по Хорни
Хорни согласилась с идеей Фрейда о том, что детские переживания играют важнейшую роль в формировании зрелой личности. Тем не менее, исследователь отвергала мнение «отца» психоанализа о существовании универсальных психосексуальных стадий. Она полагала, что в качестве решающего фактора развития личности выступают социальные отношения ребенка с родителями.
По теории Хорни, в детстве у индивида существуют две потребности. Первая из них состоит в удовлетворении, а вторая — в безопасности. Удовлетворение представляет собой все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка (например, сон, вода, пища). Исследователь считала, что данные потребности не могут играть основную роль в формировании зрелой личности.
Основной потребностью в развитии личности ребенка становится, по ее мнению, потребность в безопасности. Для малыша главное — это быть любимым, желанным и защищенным от опасностей во внешнем мире. В удовлетворении этой потребности он полностью зависит от матери и отца.
Если родители способны проявлять истинное тепло и любовь к своему ребенку, то его потребность в безопасности удовлетворяется. Если же у ребенка происходит фрустрирование данной потребности по разным причинам, то главный результат будет представлен формированием патологической личности. Так, у детей развивается установка базальной враждебности. Они как бы психологически разрываются, начиная зависеть от родителей, одновременно с этим, испытывая к ним чувство обиды и враждебности.
Подобные конфликты ведут к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В итоге поведение ребенка, который не ощущает безопасность в семье, направляется через следующие чувства: беспомощность, страх, любовь, вина.
Данные мотивы начинают играть роль психологической защиты. Ее цель заключается в выживании благодаря подавлению враждебных чувств в отношении родителей. Подавленные чувства негодования и враждебности, которые изначально концентрировались на родителях, теперь проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Это характерно для настоящего и будущего.
Таким образом, у детей наблюдается базальная тревога, представленная ощущением одиночества и безопасности перед лицом опасностей окружающего мира. Хорни считала, что такой феномен, как базальная тревога и становится основной причиной формирования невроза.
Невротические потребности по Хорни
Социокультурная теория Хорни содержала несколько положений. Автор теории считала, что для того, чтобы справиться с базальной тревогой индивиду необходимо использовать особенные бессознательные защитные механизмы.
Эти механизмы автор теории назвала невротическими потребностями. Они включают потребности в:
- одобрении и любви,
- руководящем партнере,
- власти,
- четких ограничениях,
- эксплуатировании других людей и др.
Потребность в любви и одобрении выражена через ненасытное стремление быть любимым. Человек желает быть объектом восхищения со стороны других, проявляя высокую чувствительность и восприимчивость к любой критике. Потребность в руководящем партнере состоит в чрезмерной зависимости от окружения и боязни получить отказ (остаться одному). Переоценка любви становится уверенностью в том, что любовь способна решить все.
При наличии потребности в четких ограничениях индивид начинает предпочитать такой жизненный стиль, при котором большую роль играют ограничения и запреты. Потребность во власти предполагает доминирование и контроль других людей в качестве самоцели. Такой человек презрительно относится к слабости.
При желании эксплуатировании других людей индивид начинает бояться, что его «кто-то» использует. По этой причине он боится выглядеть глупым в глазах других, не желая предпринять что-то для изменения ситуации.
Потребность в общественном признании характеризуется тем, что человек желает стать объектом восхищения со стороны других. Он формирует собственное мнение в соответствии с социальным статусом. Восхищение собой предполагает стремление создать приукрашенный образ себя, который лишен недостатков и ограничений. Человек с этой потребностью любит получать комплементы и лесть со стороны окружающих.
Автор теории считала, что данные потребности и многие другие есть у всех людей. Они дают возможность справиться с чувством отверженности (беспомощности), которое неизбежно в жизни. Здоровые люди способны легко поменять одну форму поведения на другую, принимая во внимание обстоятельства. Невротики же принудительно полагаются только на единственную из всех возможных потребностей.