Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности

Все предметы / Психология / Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности

Понятие, сущность и функции групп

Определение 1

Группа – это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и ее восприятие другими людьми.

Группа выступает в качестве основной формы социального взаимодействия людей. Принадлежность к группе дает человеку определенный социальный статус, обусловленный деятельностью группы.

Обязательные элементы любой группы: цель, санкции, обще нормы, групповые традиции и ритуалы, совместная деятельность, отношения, вещная среда.

Группа имеет особую значимость в развитии личности человека. Кроме того, необходимо уточнить, что в некоторых случаях группа является одним из важнейших условий успешного развития личности индивида. Потребность в принадлежности к определенной группе представляет собой фундамент личностного развития человека.

Замечание 1

С самого рождения человек является частью определенных групп, каждая из которых оказывает особое влияние на формирование и развитие его личности.

Степень участия человека в той или иной группе может быть различной, равно как и взаимовлияние членов группы друг на друга отличается по значимости.

Значимость группы для развития человека как личности очень велика. Обусловлено это тем, что именно в группе человек усваивает необходимые нормы и правила поведения в обществе, нормы взаимодействия с окружающими людьми, а влияние на него других членов группы способствует качественному изменению личности. Особенную роль в этом влиянии имеют так называемые референтные (эталонные) группы.

Определение 2

Референтные (эталонные) группы – это воображаемые или реальные, негативные или позитивные группы, членство в которых может совпадать или не совпадать с желанием человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции референтных групп:

  • Функция социального сравнения – группа выступает в качестве источника негативных или позитивных образцов.
  • Нормативная функция – группа выступает в качестве источника правил и норм, к которым человек стремится на протяжении своей жизнедеятельности.
Замечание 2

Те новообразования, которые человек получает в ходе нахождения в определенной группе, при выходе из группы постепенно исчезают и заменяются иными, присущими другой более значимой для человека группы.

Таким образом, группа оказывает значительное влияние на поведение и психологию человека. Каждая из групп, в которую входит человек, оказывает определенное влияние на его психологию и личность. Данное влияние может быть как положительным, так и отрицательным, что обусловлено наличием у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Положительная роль группы в развитии человека как личности

Обобщенные факты, свидетельствующие о положительном влиянии группы на формирование и последующее развитие человека как личности:

  1. В группе человек имеет возможность встречаться, общаться и взаимодействовать с теми людьми, которые оказывают на его нравственное и моральное развитие положительное влияние, являются для него одним из источников духовной культуры.
  2. Отношения между людьми, входящие в систему групповых взаимоотношений, несут в себе позитивные ценностные ориентации и социальные нормы, усваиваемые личностью.
  3. Группа представляет собой такое место, в котором имеют место быть условиях, позволяющие человеку совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки в процессе взаимодействий с иными членами группы. Значимость данного фактора состоит еще и в том, что в группу могут входить люди разных возрастов, пола, социального статуса и т.д., что предоставляет человеку широкие возможности отработки собственных коммуникативных умений и навыков.
  4. Участники группы, особенно если они между собой близки, предоставляют информацию человеку, на основании которой он формирует адекватное мнение о самом себе, своих способностях, своего места в обществе. Положительное мнение позволяет человеку укрепиться в значимости собственной личности, сохранить и укрепить свое положение в группе. Негативное мнение заставляет «работать над собой», избавляться от недостатков и отрицательных качеств личности.
  5. Группа обеспечивает человека системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых ему для своевременного и всестороннего личностного развития.

Таким образом, значимость группы в развитии человека как личность является очевидной. Только в условиях постоянного общения с другими людьми, более развитыми, чем он сам, человек развивается и становится личностью. Это обусловлено тем, что общение с индивидами, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивают человеку возможность приобщаться к духовным и культурным ценностям.

Группа оказывает влияние на психологию человека через систему сформировавшихся внутри нее отношений, а именно через отношения человека с другими членами группы. В этой связи очень важно, чтобы взаимоотношения между членами группы были благоприятными и положительными. Данное утверждение подтверждается многочисленными психологическими исследованиями, в ходе которых учеными было доказано, что только взаимодействие в группе с благоприятной обстановкой и положительным взаимодействием между членами оказывает необходимо позитивное влияние на развитие человека как личности.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, эти знания получить нельзя.

Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Замечание 3

Таким образом, для развития индивида как личности группа является незаменимой.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Николаевна Логиновская

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис