Подростковый период: психологическая характеристика
Подростковый возраст - это период в психологии развития, хронологические границы которого определяются от 10-11 лет до 15-16 лет. Внутри данного периода выделяют также подпериоды: ранний подростковый возраст (10-11 лет), средний подростковый возраст (12-13 лет) и поздний подростковый возраст (14-15 лет).
Это возраст перехода от детства к взрослости. Именно поэтому его часто называют переходным. Переход происходит на многих уровнях сразу: нейродинамическом, биологическом (идет гормональная перестройка), соматическом (изменяется тело, развиваются вторичные половые признаки), психологическом (изменения идут на эмоциональном уровне, мотивационном), социальном (значимость приобретают сверстники, привлекает противоположный пол), коммуникативном (хочется общаться с разными людьми, говорить со взрослыми наравне).
Л. С. Выготский отмечал, что в структуре развития подростка выделяются два глобальных процесса: натуральный и социальный. Натуральное развитие характеризуется процессами биологического созревания, а социальное - процессами социализации (обучение и воспитание).
Эти процессы взаимосвязаны, но не параллельны, темпы биологического и социального развития не всегда совпадают, и более того - не совпадают темпы развития различных аспектов внутри самих этих процессов, к примеру, для подростка типично сохранение детских капризов и упрямства наравне с имеющейся уже взрослостью суждений.
Главная особенность подросткового возраста - это глубокие качественные изменения, происходящие на всех уровнях развития подростка. Главное психологическое новообразование данного периода - формирование чувства взрослости. Подросток осознает, что он уже не ребенок, но пока еще и не взрослый, и хочет скорее им стать (стать независимым, самостоятельным, чтобы окружающие воспринимали его как личность).
Вследствие такого многостороннего процесса перестройки психика подростка довольно чувствительна и неустойчива. И это понятно: ведь ему нужно адаптироваться к всесторонним изменениям, которые происходят с его организмом, психикой, социальным окружением и социальным статусом.
Сам процесс перехода усугубляется еще и социальными условиями – отмечается яркое расхождение в требованиях к подростку и взрослому, и поэтому контрастность детства и взрослости между которыми он находится затрудняет адаптацию к новым социальным ролям, вызывая множество внутренних конфликтов. Наиболее простой пример здесь - это ограждение подростков от темы полового воспитания, хотя отношения между мужчиной и женщиной во взрослом мире играют важную роль.
Играет роль также и неравномерность перехода от детства к взрослости: с одной стороны, в формировании подростка присутствуют факторы, тормозящие развитие (склонность многих родителей освобождать детей от бытовых забот, ограничивать зону ответственности, опекать во многих сферах) и ускоряющие его (акселерация физического развития, неконтролируемый поток информации, высокая занятость родителей и ранняя самостоятельность детей по некоторым вопросам).
Особенности подросткового кризиса
Из-за таких противоречивых тенденций многим подросткам сложно справиться с переходом: поэтому они нередко уходят в разные формы девиантного поведения (агрессия, курение, алкоголизм, наркотизация и т. д.). На психологическом уровне часто формируется тревожность, неуверенность в себе, недоверие к людям, депрессивные настроения.
Стремясь скорее войти в мир взрослых, подросток начинает примерять на себя разные образы и характеристики взрослости как в позитивном, так и в негативном плане. В первом варианте, это проявляется в большей инициативности, ответственности и самостоятельности, а во втором – в курении, брани, употреблении алкоголя и т. д.
Примеряя на себя разные образы, подросток пытается найти себя, и этот поиск является определяющим для кризиса подросткового возраста. Его суть - в построении Я-концепции.
Вопрос «Кто Я?» является мучительным для подростка, выйдя из детства, он понимает, что тот внутренний базис, который у него есть, в большей степени наполнен родительскими установками, ценностями значимых для него людей, и подросток хочет построить свою собственную систему ценностей и Я-концепцию.
Он проявляет интерес к самому себе, собственной личности, у подростка формируются собственные суждения и взгляды, свое мнение. Подросток стремится самостоятельно оценить свои поступки и действия, сопоставляя их с поступками и действиями сверстников. Сравнение со сверстниками - это основной механизм формирования представлений подростка о самом себе, поскольку ведущей деятельностью для данного возраста является общение со взрослыми.
Таким образом, стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению является доминирующими для данного возраста.
Формирование ценностных ориентаций для подростка - это важный и главный процесс этого периода. Подросток переосмысляет те ценности, убеждения и интересы, которые у него есть сейчас и через сопоставление себя со сверстниками пытается найти свои собственные ценности и идеалы.
Ценностные ориентации - это важный компонент мировоззрения личности, который отражает предпочтения или стремления личности в отношении разных обобщенных ценностей. То есть это личностная значимость для человека данной общей ценности, выражение его отношения к ней.
Для современных подростков очень важно такое качество, как забота и бережное отношение друг к другу. Отношения для них играют очень большую роль: они очень бережно относятся к чувствам друг друга и стремятся их не ранить. Поэтому в среде подростков распространены отношения скорее платонического характера.
Наиболее важным качеством для подростков является уважение: в процессе этого переходного периода для подростка чрезвычайно важно, чтобы его уважали уже как взрослого. Если к нему относятся как к ребенку, он начинает всячески протестовать против этого. Поэтому взаимоотношения с подростком в уважительном формате - это очень ценно.
Личностные качества современных подростков
Определяющим фактором для формирования личностных качеств современных подростков является интернет. Он способствовал формированию огромного информационного поля, в котором пребывают подростки; ощущению свободы и защищенности вследствие анонимности; возможности безграничного общения и самовыражения.
Современным подросткам свойственны:
- Ориентация на свободу и независимость - чрезвычайно важное качество для современных подростков: они не выносят никакой цензуры и ограничений. Но при этом они осознают, что абсолютной свободы не существует и не тешат себя иллюзиями о том, что взрослый мир - это пространство без ограничений.
- Склонность иронизировать над собственными ошибками и неудачами, выражать их в форме шутки (мемов)
Благодаря интернету современные подростки также очень вовлечены в информационную жизнь: они вовлечены во все актуальные события и стремятся следить за ними.
Современные подростки выше всего ценят личное пространство и собственные границы: такая ценность этих вещей развилась в связи с развитием интернета, в котором возможна анонимность.
Анонимность - это некоторая возможность для свободного выбора: что смотреть, что читать, с кем общаться. Для родителей это кончено головная боль, поскольку анонимность воспринимается как опасность, и им хочется ее контролировать. Однако для подростков гаджет - это не просто телефон, это образ жизни, и установка родителей, что их жизнь - это жизнь их родителей тоже. просто неприемлема.
Важную ценность для подростков составляет общение, общение без границ и на разные темы. В интернете подростки находят новых друзей, знакомятся, общаются по интересам, и для них это имеет большую ценность.
Интернет также поспособствовал разным формам самовыражения: тексты, фото, песни, танцы и т.д. Подросткам важно писать о своих мыслях и переживаниях в социальных сетях, делясь ими со своими друзьями и ища отклики у других людей.
Современные подростки также очень осознаны: многие в свои 15 лет уже хотят работать с психологами, задумываются о выборе будущего пути, пытаются работать со своими недостатками.