Зарождение этнопсихологии
В середине 19 века происходит бурное развитие целого ряда наук: этнографии, психологии, языкознания, на стыке которых происходит зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки.
Основателями данного направления считаются М. Лацарус и Г. Штейнталь, которые в программной статье заявили о необходимости создания и развития такого направления как психология народов.
Психология народов - это научная дисциплина, отрасль психологии, которая занимается исследованием законов душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых культурных общностей, в которых люди действуют как определенное единство.
Среди таких общностей особенно выделяются народы - этнические общности. По мнению М. Лацаруса и Г. Штейнталя, народ - это совокупность людей, которые определяют себя как один этнос и смотрят на себя таким образом.
Исследователи отмечают, что люди субъективно определяют себя представителями определенного народа, для этого вовсе не обязательно наличие единства происхождения или языка.
Все представители одного народа обладают народным духом - это психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и в то же время, это их народное самосознание (этническая идентичность).
Народный дух проявляется в языке, нравах и обычаях, установках и поступках, традициях. Как пишет Г. Штейнталь, именно народный дух и призвана изучать психология народов.
Основные задачи психологии народов, по мнению авторов:
- исследование и познание психологической сущности народного духа;
- исследование и открытие законов, по которым реализуется внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке;
- исследование и выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
Опираясь на эти задачи, можно сказать, что психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя носит объяснительный характер, который сводит общие законы языка, религии, искусства и других элементов духовной культуры к психологической сути.
Развитие психологии народов в России
Идеи М. Лацаруса и Г. Штейнталя довольно быстро нашли отклик на просторах Российской империи: вскоре появился русский перевод изложения программной статьи авторов, а чуть позднее она уже была напечатана полностью.
В России к этому времени уже были предприняты попытки сбора этнопсихологических данных, хотя самой концептуальной модели данной науки построено еще не было.
Зарождение этнопсихологии в России связывают с деятельностью Русского географического общества, в рамках исследований которого Н. И. Надеждин предложил термин «психическая этнография», которая ориентирована на изучение духовной стороны человеческой природы, умственных и нравственных способностей человека и т. п.
Н. И. Надеждин предложил программу изучения этнографического своеобразия населения разных губерний России, которая начала реализовываться в 1847 году. Во все отделения Русского географического общества были разосланы программы, в которых предлагалось описывать народы, населявшие ту или иную местность.
Эти данные включали в себя описания народного быта, материалы наблюдений о нравственном быте народов России, все явления духовной культуры от особенностей семейных отношений и воспитания детей до характеристик умственных и нравственных способностей.
Характер данных описаний был разнообразен: от дилетантов и собирателей до помещиков и чиновников. Какие-то рукописи были опубликованы, составлялись отчеты с психологическими разделами, однако работа все-таки не была полностью завершена.
Позднее, уже в 70-х годах 19 века, Россия вслед за Германией попыталась встроить этнопсихологию в психологию. Родоначальником данной идеи был правовед, историк и философ К. Д. Кавелин, который ранее в 40-х годах участвовал в программе Русского географического общества.
Будучи не удовлетворенным предыдущим предприятием субъективных описаний свойств народов, он предложил объективный метод изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности: обычаи, фольклор, верования, памятники культуры.
Задача психологии народов, по мнению К. Д. Кавелина, в таком ключе сводилась к установлению общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений духовной жизни разных народов и у одного и того же народа в разные периоды его исторической жизни.
Позднее между К. Д. Кавелиным и И. М. Сеченовым разворачивается дискуссия о том. что считать объективным методом в научной психологии. Поскольку И. М. Сеченов считал, что психическое - это процесс, то для него было невообразимо изучать ее по продуктам деятельности.
Концепция языкознания А. А. Потебни
В дискуссии между сторонниками гуманитарной психологией К. Д. Кавелина и естественнонаучной психологией И. М. Сеченова победу одержали вторые. Однако интерес к этнопсихологическим исследованиям на этом не закончился: их дальнейшим развитием занялись историки, философы, языковеды.
Особенно значимой областью исследований стал анализ народного (русского) характера. В 19-20 веке российские мыслители были сильно озабочены проблемой раскрытия русской самобытности, выявления ее главных характеристик и особенностей формирования.
Одни авторы просто занимались описанием тех или иных характерологических особенностей, кто-то предпринимал попытки систематизировать эти описания.
Особую значимость в развитии этнопсихологических идей имеет языкознание. А. А. Потебня разработал оригинальную концепцию языка, которая основана на исследовании его психологической природы.
По его мнению, именно язык определяет принципы умственной работы, вследствие этого разные народы, имея разные языки, формулируют мысли своим отличительным способом.
А. А. Потебня видит в языке главный и объединяющий фактор, интегрирующий людей в народность. Именно в единстве языка и проявляется общность, отличающаяся один народ от другого.
Автор связывает народность с языком и видит в этом очень древние проявления, именно поэтому и древнейшие традиции народа стоит искать непосредственно в языке. Развиваясь, ребенок овладевает языком и соответственно овладевает этими традициями, а теряя этот язык, в свою очередь, происходит деперсонализация.