Организационная психология (психология менеджмента) — это прикладной раздел психологии, изучающая возможности и направления применения психологических теорий и методик для повышения организационной эффективности управления и создания благоприятных условий для труда членов организации.
Возникновение направления
Отцом организационной психологии можно назвать американского психолога У. Д. Скотта. Им было положено начало психологии менеджмента в виде разработки рекламного агентства, в работе которого он обосновал потребность в учете психологических особенностей потребителей в процессе формирования рекламного продукта. Далее Скоттом была открыта консалтинговая компания, занимающаяся консультированием руководителей американских бизнес-компаний.
В начале 20 века этот же управленец впервые внедрил на практике применение психологических знаний для решения проблем, которые могут возникнуть в мире бизнеса. Также он был первым, кто стал использовать психологию для рекламных нужд, отбора кадров и менеджмента. На рубеже 19-20 веков он рассматривал потенциальные возможности психологии в рекламном бизнесе и управлении.
Существенный вклад в продвижение психологического знания в организационную практику был внесен немецким психологом Мюнстербергом, который был преподавателем Гарвардского университета и являлся одним из первых психологов, которые осуществляли психологические исследования в реальных условиях производства.
Публикации, исследования и деятельность этого ученого как консультанта повлияли на рост воздействия организационной психологии на мир бизнеса. Знаменитую работу Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» в настоящее время используют психологи, поскольку в ней содержится важная и полезная информация, касающаяся следующих вопросов:
- организация профессионального отбора,
- формирование системы стимулирования труда,
- оптимизация рекламной практики и др.
Развитие организационной психологии
К середине 20-х гг. 20 века область приложения знаний организационных психологов стала значительно расширяться. Это происходило благодаря знаменитым исследованиям Э. Мейо, которые он провел в городе Хоторне (штат Иллинойс) на заводе компании Western Electric.
Данная программа была выстроена в качестве формирующего эксперимента, при этом рекомендации, которые были сформулированы на ее основе, дали возможность психологам убедиться, что они способны решить не только вопросы в сфере отбора кадров или их расстановки, но и проводить организационные интервенции, которые могут оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения.
Хоторнские исследования специалисты начали с изучения воздействия физических характеристик рабочих помещений на показатель производительности труда. Исследователи ставили перед собой цель ответить на вопросы, каким образом зависит производительность труда от:
- освещенности рабочих помещений;
- температуры и влажности воздуха в помещениях, где трудятся работники;
- разрешения управленца устраивать небольшие перерывы.
Результаты проведенных исследований первоначально заставили психологов разочароваться в проделанной работе. Это было обусловлено тем, что все рабочие, включенные в рамки исследования, показали рост производительности труда. Таким образом, можно говорить о том, что на языке экспериментальной психологии обозначено в качестве влияния личности экспериментатора и ситуации эксперимента на поведение испытуемых.
Оказалось, что совокупность социальных и психологических факторов, включая внимание к сотрудникам, желание участников рабочих групп соблюдать групповые нормы выработки, потенциально влияют производительность труда больше, чем физические факторы. Ученые сделали вывод, что физическая обстановка является не настолько важной, насколько полагали менеджеры.
Развитие организационной психологии в России
Понятие «организационная психология» вошло в российскую практику только в начале 1990-ых годов. Опыт, который накопили советские специалисты в сфере психологии труда и инженерной психологии, предопределил возможность конструктивного и критичного отношения к наработкам международной (в первую очередь, американской) психологии. Наряду с этим, после информационного вакуума эти наработки становятся доступными для отечественных управленцев и маркетологов.
Советская психология долгое время была изолирована от мирового опыта, поэтому в организациях внедрялись свои наработки в области психологически обоснованных процедур профотбора, осуществлялось обучение руководителей и расстановка персонала.
В 1920-е гг. в крупных городах нашего государства происходило развитие психотехники как сферы практического использования психологических знаний. Возникновение и развитие психотехники в Советском Союзе можно отнести к созданию Центрального института труда (ЦИТ) в 1921 году. Его возглавлял А. К. Гастев. К 1923 года уже было создано примерно 60 организаций, занимающихся изучением проблем груда.
В рамках достижений советской психотехники можно выделить процесс разработки процедуры профессионального отбора и методов профессиографии, выявление динамики работоспособности и утомляемости в соответствии с факторами организационной среды.
В СССР также были определены закономерности формирования трудовых навыков, внедрен трудовой метод исследования профессий и дано научное обоснование методам стимулирования труда.
В 1930-1960 гг. развитие психологической науки в СССР происходило в большей мере как академического направления. Оно было несколько оторвано от решения практических вопросов. Уже с 1970-х гг. прикладные исследования стали появляться снова и посвящались вопросам инженерной психологии, профессиональному обучению, космической психологии и др.
В это же время на первый план выступают вопросы исследования личности работников с преобладанием анализа мотивации и организации трудового процесса, управления трудом. Также были сформированы основные направления исследования трудовой деятельности, включая психофизиологическое, инженерное, организационное и профориентационное.