Основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций
Смысложизненная ориентация – это некое состояние направленности личности на достижение определенного жизненного смысла и ценностей, являющихся конкретно для данной личности приоритетными.
Проблема смысложизненных ориентаций является достаточно актуальной и исследуется многими современными науками (философия, художественная литература, теология, социология, психология и т.д.). Практически во всех научных направлениях исследование смысложизненных ориентаций осуществляется преимущественно с содержательной стороны. То есть, исследованию подвергаются такие вопросы как «в чем заключается смысл жизни?», «какой жизненный смысл является истинным, а какой ложным?».
В психологии исследование смысложизненных ориентаций проводится с точки зрения их значимости для человека во все периоды его жизни. Особое внимание привлекает вопрос о влиянии смысложизненных ориентаций на психологию личности человека.
По мнению исследователей человек приобретает смысложизненные ориентации:
- Посредством занятия делом, которое направлено на достижение человеком социально-значимых целей.
- В процессе переживания гуманистических ценностей.
- Получив или заняв определенный социальный статус.
Таким образом, смысложизненные ориентации оказывают положительное влияние на жизнь человека, так как они «заставляют» человека развиваться, достигать определенных вершин. Все это крайне необходимо для становления и развития личности человека.
Смысложизненные ориентации определяют значение и смысл жизни человека как своеобразный психологический феномен:
- Суть, основа, главное в определенном жизненном предмете, объекте, явлении, действии или событии.
- Развитие человека и его личности очень важно для успешной жизнедеятельности и становления как члена определенного социума.
Основным феноменом смысложизненных ориентаций личности является то, что главное всегда доминирует над второстепенным. Определение доминанты смысла жизни является одним из важнейших аспектов поиска смысла жизни.
Помимо установления собственной жизненной доминанты необходимо в полной мере понять насколько она «продуктивна» и способна оказывать воздействие на позитивное развитие личности. В этой связи адекватность смысложизненных ориентаций представляет собой одну из ведущих характеристик личности человека.
В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни:
- «Реалистичность» смысложизненных ориентаций. Соответствие установленных человеком смысложизненных ориентаций имеющимся условиям и индивидуальным возможностям для их реализации и воплощения в жизнь.
- «Конструктивность» смысложизненных ориентаций. Характеризуется степенью позитивного или негативного влияния на процесс становления и развития личности, успешность деятельности человека.
Особенности смысложизненных ориентаций человека в период взрослости
Период взрослости – это один из наиболее длинных временных промежутков в жизни человека, который приходится на возраст от 18-20-ти лет до 55-60-ти лет.
Вне зависимости от гендерной принадлежности человек в период взрослости не один раз пересматривается и анализирует свои смысложизненные ориентации, корректирует их в соответствии с реальными условиями и своими возможностями.
В период взрослости человек не просто пересматривает свои смысложизненные ориентации, а оценивает их выполнение, размышляет над тем, чего он смог достичь, а что для него так и осталось недосягаемым.
Первые смысложизненные ориентации человек ставит перед собой в период ранней взрослости. Именно в это время он определяет для себя профессиональную область, в которой желает развиваться. В период средней взрослости человек оценивает свои достижения в профессии, формулирует новые установки на достижение профессиональных результатов, на основании трезвой оценки себя как профессионала. Важно отметить, что не все в это время довольны собственным выбором профессиональной области. Понимая, что ошибся с профессией человек либо принимает это как должное и продолжает свой профессиональный путь, либо решается на кардинальные перемены, то есть освоение новой профессии.
Смысложизненные ориентации в области профессии имеют большое значение для человека в период взрослости. Не каждый способен принять то, что он неверно определил профессиональную область и попытаться что-то изменить в своей жизни. Недостижение определенных результатов в профессии, либо осознание того, что ошибся, может привести к возникновению у человека чувства горечи и упадок духа.
Смена приоритетов в смысложизненных ориентациях в период взрослости явление достаточно распространенное.
Например, некоторые мужчины, в середине своей жизни переосмыслив собственные жизненные цели, начинают больше времени и внимания уделять межличностным отношениям и моральным обязательствам и меньше собственному профессиональному развитию. Для женщин характерна иная смена смысложенных ориентаций. Так, женщины, которые в период ранней взрослости были нацелены исключительно на создание семьи и рождение детей, в период средней взрослости направляют свои силы на собственную реализацию в определенной профессиональной области, то есть переключаются на карьеру и трудовую деятельность.
Первые признаки кризиса смысложизненных ориентаций начинают проявляться примерно к 30-ти годам, а к 40-ка человек уже серьезно задумывается над своей жизнью и тем, какие цели были им достигнуты к данному жизненному рубежу.
Однако в период «вершины жизни» сомнения и вопросы, как угрожающие равновесию, еще отодвигаются в бессознательное, где остаются активными. Так, по мнению ряда психологов «самоанализ, которым человек пренебрег в тридцать пять лет, является решающим в сорок». К тому же с периодом ранней зрелости связывают возможность изменения жизненных схем в случае обнаружения их неправильности, а настоящий «взрыв» приходится на середину жизни, когда возникает ощущение того, что она проходит зря.