Самооценка — это оценка человеком самого себя (своих качеств и возможностей, внешности, места среди других людей и др.). Этот феномен выступает в качестве системообразующего ядра «Я-концепции». Самооценка способна во многом предопределять жизненную позицию человека, уровень его притязаний и всю систему оценок.
Самооценка и уровень притязаний
Самооценка является такой ценностью, которую приписывает сам себе или отдельным своим качествам человек. В качестве основного показателя для оценки выступает система личностных смыслов.
Основные функции, которые выполняет самооценка, включают регуляторную (решение задач личностного выбора) и защитную функцию (человек благодаря ей становится относительно стабильной и независимой личностью). В развитии самооценки большое значение имеют всевозможные оценки окружающих и любые достижения человека.
А. Н. Леонтьев писал, что самооценка представляет собой существенное условие, с помощью которого человек становится личностью. У индивида самооценка способна проявляться как мотив, побуждая его соответствовать некоторому уровню ожиданий и требований окружающих, а также уровню собственных притязаний.
Самооценка становится центральным образованием личности, «ядром», через призму которого происходит преломление и опосредствование всех аспектов психического развития человека. Она зависит также от процесса становления его личности и индивидуальности.
Самооценка может выступать в качестве системного образования, связанного с соответствующими сторонами психического развития. Она представляет собой компонент самосознания. Психологи считают, что в общем виде оценка себя – это общая самооценка, а оценка достижений в соответствующей деятельности — это парциальная самооценка.
Потенциальная самооценка называется уровнем притязаний. Эту категорию ввел К. Левин для обозначения стремления индивида к цели, соответствующей по своей сложности его способностям.
Уровень притязаний связан со следующими составляющими:
- Уровень трудностей, достижение которого становится общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
- Уровень притязаний на определенный момент времени (выбор индивидом цели, на которой будет концентрироваться очередное действие, происходящее в ходе переживания успеха или неуспеха некоторых действий в прошлом);
- Желательный уровень самооценки личности (Я-уровень).
Исследование видов самооценки
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Первая из них возникает тогда, когда мнение индивида о себе совпадает с тем, что он на самом деле собой представляет. Он правильно начинает соотносить собственные возможности и способности, достаточно критически относится к самому себе, стремится реально оценивать собственные неудачи и успехи. Этот человек ставит перед собой достижимые цели, которые осуществляются на деле.
Проявление неадекватной самооценки характеризуется тем, что человек начинает необъективно оценивать самого себя. В этом случае его мнение о себе начинает резко расходиться с тем, каким его считают другие. Здесь показатель самооценки, как правило, неадекватен. Этот тип самооценки разделяется психологами на 2 типа:
- Неадекватно низкая самооценка;
- Неадекватно завышенная самооценка (у человека возникает неправильное представление о себе, идеализация образа своей личности и собственных возможностей, своей ценности для окружающих и для общего дела).
В некоторых случаях высокая пластичная самооценка способна меняться в соответствии с реальным положением дел (увеличение при успехе, снижение при испытании неудач). Это влияет на личностное развитие, поскольку человек прикладывает максимум усилий для достижения поставленной цели и развития своих способностей.
Методики исследования самооценки личности
Сегодня в науке существует большое количество методик, позволяющих рассматривать самооценку человека на основе различных показателей. В психологическом арсенале предусмотрен ряд экспериментальных методов, помогающих выявлять самооценку человека, включая количественные и качественные характеристики.
Так, к примеру, при использовании коэффициента ранговой корреляции, появляется возможность сопоставления представлений личности о том, какими качествами она желает обладать в первую очередь, во вторую и т. д. и обладает, по её мнению, на самом деле (Я-текущее). Важным является то, что в процессе исследований испытуемый может производить необходимые подсчеты самостоятельно. Для этого существует специальная формула.
В качестве наиболее популярных методик исследования самооценки личности сегодня выступают методика Дембо-Рубинштейн, Будасси, тест Кеттелла, методика «Лесенка».
Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн первоначально было направлено на изучение представлений о счастье. В модификации в нее были добавлены шкалы «здоровье», «ум», «характер», «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Еще позднее А. М. Прихожан дополнил список еще тремя шкалами, включив шкалы «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками», «внешность». Вместо шкалы «счастье» ввели шкалу «уверенность в себе».
Методика исследования самооценки по Будасси — это одна из самых популярных в психологии методик. Она предполагает возможность осуществить количественное исследование этого показателя путем выявления уровня и адекватности самооценки, отношения идеального и реального «Я».
Тест Кеттелла иначе называется шестнадцати-факторным личностным опросником. Это одна из наиболее распространенных анкетных методик, помогающая провести оценку индивидуально-психологических особенностей личности.
Опросник Р. Б. Кеттелла направлен на выявление относительно независимых 16 личностных факторов. Любой из них формирует несколько поверхностных черт, которые объединены вокруг одной центральной черты.
Методика «Лесенка» для исследования самооценки дает возможность определить представления ребёнка о том, каким образом он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценят другие люди и как данные представления соотносятся друг с другом.