Особенности переживания одиночества
Главнейшая потребность, которая составляет самую сущность человеческого бытия, представлена потребностью связи с окружающим миром и потребностью избегания одиночества. Чувство изолированности и ненужности люди часто испытывают в тех случаях, когда живут среди людей и активно взаимодействуют с ними. Иногда они могут быть физически одинокими, но чувство общности и принадлежности дают им связь с какими-то идеями, социальными институтами или моральными ценностями.
В первом случае одиночество как чувство или переживание становится разрушительной силой для личности. Оно приводит человека в юношеском или другом возрасте к депрессивному состоянию и социальной изоляции. Во втором случае одиночество рассматривается с положительной стороны. Здесь оно представляет собой возможность рефлексии (осмысления происходящих событий).
Психологи и педагоги отдельно выделяют важность осознания того, что одиночество изначально имманентно человеческому существованию. В нем человек приходит в этот мир, в одиночестве уходит из него. Одиночество способно сохранять личность от слияния с другими. Оно не позволяет растворяться в социуме и дает возможность остаться самобытным, индивидуальным и непохожим на других.
Одиночество с позитивной и продуктивной стороны дает человечеству ресурс для творческого проявления, позволяя рефлексировать и лучше понимать себя и окружающий мир. Это чувство напрямую связано с другими конечными данностями существования человека, включая свободу, ответственность и смысл.
В юношеском возрасте важно понять, что быть свободным и взять ответственность за себя, — значит переживать ощущение одиночества. Это бремя всегда будет вызывать тревогу. Лишь по-настоящему сильная личность имеет возможность справляться с ней, принимая одиночество в качестве данности. Поиск смысла позволяет адаптировать одиночество для того, чтобы использовать его в виде ресурса для достижения поставленных целей.
Особенности переживания одиночества в юношеском возрасте
Если рассматривать юношеский возраст, то одиночество здесь выражено типичными эмоциональными состояниями. Они включают чувства отчаяния, тоски, нетерпения, ощущения собственной непривлекательности. Юноша начинает чувствовать беспомощность, подавленность, внутреннюю пустоту, скуку. Ему кажется, что все надежды потеряны, что он изолирован от мира. Вскоре появляются жалость к себе, скованность, раздражимость, меланхолия, отчужденность.
Глубина этих чувств и состояний в юношеский период определяется степенью субъективного переживания одиночества. Психологами было выделено несколько групп факторов, которые способствуют возникновению одиночества в этом возрасте.
К ним относятся:
- Возрастные особенности;
- Нехватка опыта и навыков общения;
- Отсутствие людей, которые разделяют интересы и увлечения;
- Кризис идентичности и самооценки;
- Особенности личности (например, застенчивость, низкая самооценка, высокие требования к себе и к другим, нереалистичные ожидания и др.).
В юношестве формированию данного феномена способствуют такие факторы как расставание с близкими людьми, физическое и психическое становление, когнитивное развитие. Одиночество может возникать из-за стремления к самостоятельности, значимости, реорганизации собственного «Я».
Исследования переживания одиночества в юношестве
Для изучения переживания одиночества в юношеском возрасте, как правило, используются экспериментальные исследования. Данные констатирующего эксперимента позволяют выявить у юношей диффузное одиночество. Такие молодые люди отождествляют себя с другими людьми и группой, по причине чего постепенно теряют свое «Я».
Исследования позволяют также выявить неосознаваемость одиночества и отчуждающее одиночество, которое характеризуется протяженностью процесса и состояния во времени. Оно обладает динамикой процесса отчуждения. Так, в качестве отчужденных объектов в жизни этих испытуемых могут выступать объекты, которые раньше были близкими, нужными и симпатичными.
Механизм отчуждения в этой ситуации показывает двусторонний характер (со стороны субъекта и объекта). Это способно непременно увеличивать психологическую дистанцию между ними.
Чем больше отчужденных объектов в жизни юноши или девушки, тем вероятнее для них переживание одиночества. Другими словами, для этих испытуемых характерна потеря эмоциональной связи с окружающими, знакомыми местами, дорогими воспоминаниями и др. Постепенно в сознании накапливаются отчужденные объекты, а действие механизма отчуждения становится все более широким, глубоким. Юноша уже начинает терять связь с окружающим миром.
В ходе исследования может быть выявлено диссоциированное одиночество. Эмоции таких испытуемых проявляются, как правило, ярко и бурно. У них значительно снижена способность к саморегуляции. При наличии такого типа одиночества появляется «призрак» диссоциации. Человек может быть внутренне почти разделенным, но не на отдельные личности, а на «хорошего» и «плохого» себя.
Самый популярный опросник для исследования одиночества представлен опросником «Шкала субъективного переживания одиночества». С его помощью можно диагностировать:
- Высокий уровень субъективного переживания одиночества;
- Средний уровень переживания;
- Низкий уровень переживания.
Полученные в процессе исследований экспериментальные результаты дают возможность определить дальнейшие пути экспериментальной работы с подростками и юношами.