Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) — это категория, которую в психологической науке рассматривают в качестве относительно устойчивой структуры умственных способностей людей.
Понятие и особенности интеллекта
Интеллект представляет собой глобальную способность разумно действовать, рационально мыслить и эффективно справляться с жизненными обстоятельствами. По Векслеру человек благодаря интеллекту получает возможность успешно меряться силами с окружающей реальностью.
Существует несколько точек зрения в понимании психологической природы интеллекта. Интеллект представлен общей способностью, которая предопределяет успех выполнения любых задач (например, когнитивной, социальной).
Интеллект является:
- Когнитивной способностью, которая отличается различной степенью специфичности для конкретного вида деятельности;
- Способностью к системной организации целого, включая мгновенное выявление базового проблемного противоречия начальной ситуации;
- Способностью к самостоятельному приобретению новых знаний;
- Адаптационной способностью.
При исследовании структуры интеллекта принято рассматривать врожденные способности. Они не зависят от степени приобщения к культуре. Приобретенные способности человек получает при социализации знаний и получении умственных навыков. Врожденные способности ученые сводят к психофизиологическим свойствам ЦНС. Приобретенные знания и умственные навыки становятся мерой овладения культурой общества, к которому индивид относится.
Сложность в разграничении врожденных способностей и приобретенных знаний (умственных навыков) часто приводит к их отождествлению. В этой ситуации интеллект начинают отождествлять с умственным развитием.
Основной тенденцией социокультурных влияний на познавательные возможности человека стало формирование способности к категориальному мышлению. В пределах культурно-исторических исследований интеллект отождествляли с понятийным мышлением.
Интеллект представляет собой систему познавательных процессов. Трактовка природной сущности познавательных процессов разделяется на процессы переработки информации (методологический солипсизм) и формы активного познавательного отражения действительности (теория деятельности).
В исследованиях интеллекта большое значение имеет анализ клиники интеллектуальных нарушений. Здесь на первый план начинает выступать нарушение способности формировать понятия (умозаключения, суждения), которые адекватны действительности.
Категория интеллекта в психологии
Интеллект в психологии рассматривается в качестве умственной способности организма, которая выражена через умение решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к меняющимся условиям среды и ее управление.
Проявление интеллекта можно увидеть в следующих видах деятельности:
- Учебная,
- Исследовательская,
- Трудовая,
- Общение,
- Социальная жизнь в целом.
Категория «интеллект» включает отдельные познавательные способности (например, ощущение, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание).
Понятие начали исследовать относительно недавно. В конце девятнадцатого века психология начала развиваться высокими темпами, когда ученые исследовали умственные способности человека и животных. Иногда при этом многие из них допускали серьёзные промахи. Например, в то время господствовало убеждение, что люди используют собственный мозг только на несколько процентов, тогда как оставшаяся его часть осталась незадействованной. В обыденной жизни это представление сохранилось и до настоящего времени. Тем не менее, наука опровергла его.
Возникает вопрос, каким образом вообще могло появиться такое предположение? Дело в том, что в конце позапрошлого века функции большей части отделов головного мозга были ещё не исследованы. Ученые по этой причине не могли понять, для каких целей они необходимы. Помимо этого, некоторые процессы в мозге происходят как бы в автоматическом режиме (когда не участвует человеческое сознание). Таким образом, людям кажется, что какая-то часть мозга не является активной. На самом же деле она способна незаметно для людей проводить чрезвычайно важную работу. Без этой работы существование самого интеллекта стало бы невозможным.
Исследование интеллекта в психологии
Исследование интеллекта в психологической науке и практике начинается с трудов представителей тестологии. В рамках этого направления они определили интеллектуальные возможности с помощью процедуры измерения, считая их способностями решать тестовые задачи, сконструированные определенным образом.
В качестве родоначальника тестологического направления выступает Ф. Гальтон, которые первым показал отличия в интеллектуальных способностях людей. Интеллектуальные потенции индивида этот ученый относил к степени выраженности сенсорной различительной чувствительности. Предлагаемая им шкала измерения интеллекта, в целом, была направлена на определение психофизиологических функций организма (например, рост, вес, различные виды чувствительности, время реакции и прочие сенсомоторные качества).
Заслугой Гальтона в исследовании интеллекта стала разработка проблемы генетических предпосылок умственных способностей. Обосновывая свою точку зрения, исследователь высказал следующее положение: «сколько бы кузнец ни работал, он рано или поздно убедится, что существуют вещи, которые ему не под силу и которые между тем возможны для человека с геркулесовым сложением, хотя бы последний и вел сидячий образ жизни. По аналогии можно говорить об относительной деятельности его умственных способностей».
Концепция Гальтона находит свое последующее продолжение в трудах его последователей. Еще один подход был предложен Дж. Кеттелом, который для исследования умственных способностей предлагает пятьдесят тестов. Они включали различные показатели измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, числа звуков, которые воспроизводились после однократного прослушивания и др.