Индивидуальные различия памяти у людей — это различия по многим параметрам, включая количественные (скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания) и качественные различия.
Особенности памяти и ее виды
Различия памяти могут касаться функционирования и доминирования отдельных ее видов, включая:
- зрительную,
- слуховую,
- эмоциональную,
- двигательную и др.
В зависимости от того, какие сенсорные области преобладают, принято рассматривать несколько типов памяти и различные их сочетания.
Один человек для более эффективного запоминания материала обязательно должен прочитать его несколько раз, поскольку при запоминании и воспроизведении ему проще брать за основу зрительные образы. У других людей могут преобладать слуховое восприятие и акустические образы. Им проще один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Есть индивиды, которым проще запомнить и воспроизвести движения. Им рекомендуют записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
«Чистые» виды памяти (безусловное доминирование одного из перечисленных) являются крайне редкими. Чаще всего на практике человек сталкивается с разнообразными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Среди типичных их смешений можно выделить зрительно-двигательную, зрительно-слуховую и двигательно-слуховую память. Отмечено, что у большей части людей все же доминирующий тип представлен зрительной памятью.
Исследования особенностей и различий памяти
Психологическая литература содержит информацию об уникальных случаях. Один из них был представлен А.Р. Лурией, который подробно исследовал и описал память человека, который быстро, прочно и надолго мог запомнить любую информацию, причем, объем его памяти ученый так и не смог экспериментально установить.
Лурия писал про этого человека:
«Ему было безразлично, предъявлялись ли осмысленные слова, бессмысленные слоги, звуки или числа, давались ли они устно или письменно; ему необходимо было только то, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2 - 3 секунды».
Обозначенный промежуток времени, вероятно, и есть тот фактор, который был нужен человеку для осуществления перевода информации в хранилище памяти. Отметим, что у обычных людей этот промежуток и прилагаемые усилия гораздо больше.
Лурия выяснил, что механизм памяти исследуемого пациента имел в основе эйдетическое зрение. После однократного зрительного восприятия материала, включая его умственную обработку, пациент продолжал его «видеть», хотя сам материал уже отсутствовал в поле зрения.
Есть люди, которые обладают эйдетической памятью. В детстве она характерна для всех, а во взрослом возрасте постепенно исчезает. Этот тип памяти поддается развитию с помощью упражнений, бывает хорошо развит у художников, так как представляет собой один из задатков для развития соответствующих способностей.
Много интересных фактов, которые касаются человеческой памяти, установили исследователи, которые в своих изысканиях руководствовались гештальт-теорией. Один из таких феноменов открыт Б.В. Зейгарник и получил название «эффект Зейгарник».
Ею людям была предложена серия заданий и одни из них позволили довести до конца, а другие прервали незавершенными. Оказалось, что впоследствии испытуемые практически в 2 раза чаще вспоминали незавершенные задания, чем завершенные на момент прерывания.
Данное явление объяснили тем, что при получении задания у испытуемого есть потребность в его выполнении. Она растет при выполнении задания (такая потребность научным руководителем эксперимента Зейгарник, К. Левином, была названа квазипотребностью).
Потребность полностью реализует себя после выполнения задания, при этом она остается неудовлетворенной, если задание не было доведено до конца. По причине наличия связи между мотивацией и памятью первая способна влиять на избирательность памяти и сохраняет при этом в ней следы незавершенных заданий.
Из этих экспериментов был сделан важный вывод, который также характеризует индивидуальные отличия памяти человека. Индивид непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь (также непроизвольно) воспроизводит то, что способно отвечать его самым актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям.
Особенности различий памяти
Разница в памяти людей заключается в том, что наибольшее развитие характерно для тех видов памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на данный факт способна наложить профессиональная деятельность. Так, у исследователя можно отметить очень хорошую смысловую и логическую память, но сравнительно слабую механическую память. У актеров и врачей более развита память на лица.
Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, включая его эмоциональный настрой, интересы и потребности. Они могут определять то, что и каким образом человек запоминает и хранит. Запоминание находится в зависимости от отношения личности к запоминаемым сведениям.
Отношение способно определять избирательный характер памяти. Человек обычно запоминает то, что для него интересно и эмоционально значимо. Не подлежит сомнению, что в процессе запоминания более или менее существенное значение имеют моменты. Так, эмоционально насыщенные события будут лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральные ситуации.
Индивидуальные различия в памяти связаны также с тем, что кроме эмоционального характера впечатления, большую роль играет общее состояние личности при его получении, включая ее физическое состояние в целом. То, что память тесно связана с физическим состоянием, доказали случаи ее болезненного нарушения.