Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Имидж вербальный и невербальный

Имидж: сущность и виды

Определение 1

Имидж – это сложившийся в сознании людей образ, совокупность определённых качеств, которые ассоциируются с отдельной личностью.

Позитивное или негативное отношение к человеку формируют в совокупности все компоненты имиджа. Имидж и личность в сознании реципиента не разделяются.

Реципиент понимает имидж как личность воспринимаемого, поэтому все наблюдаемые характеристики он будет расшифровывать в терминах личностных качеств.

Формирование имиджа требует знаний, характерных для группы, на которую он рассчитан, потому что интерпретация внешнего вида и поведения человека зависит от тех норм и ценностей, которые приняты в данной группе.

Оба вида имиджа, профессиональный и личностный, одинаково важны, если личностный имидж представляет собой базу, то профессиональный имидж является надстройкой, дополнением. Деловые люди, прежде всего, должны формировать личностный имидж, который распространяется и на профессию. Личностный имидж – это индивидуальный имидж конкретного человека, в облике которого на первом месте стоит душевная красота, имеющая такие грани, как разум, мужество, порядочность, человеколюбие и др.

Это говорит о том, что имидж не является психологическим средством для достижения каких-то задач, а является этической содержательностью личности.

Исходя из культурных традиций и менталитета русского человека, его внешний вид гармонирует с духовным складом личности. Быть обаятельным для людей значительно больше, чем иметь природную красоту.

Люди, в силу своих индивидуальных качеств, привлекательны по-своему. Создавать представление о собственной привлекательности должен каждый человек, а это уже искусство самопрезентации. Обаяние для каждого конкретного случая есть индивидуальное решение проблемы взаимосвязи формы и содержания. Современным идеалом обаяния является гармоничное соотношение содержательности и эстетики её внешнего проявления.

Внешность человека получила название габитус, поэтому габитарный имидж имеет следующие компоненты:

  • Телосложение человека, его конституция – это первое, что воспринимается при взгляде на него. Конституцию, безусловно, изменить невозможно, но надо знать, как правильно и умело корректировать это впечатление;
  • Прическа играет большую роль, но необходимо придерживаться тех норм, которые приняты в данной социальной группе, исходить из принципа целесообразности;
  • Одежда является важной информацией, формирующей имидж. Она всегда была знаком принадлежности к той или иной социальной группе;
  • Предметы аксессуара – портфели, папки, ручки, записные книжки, которые деловой человек всегда носит с собой и работать они должны на позитивное и уважительное отношение к человеку.
«Имидж вербальный и невербальный» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, общим принципом личностного имиджа должен быть внешний облик, ассоциирующийся с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно.

В формировании имиджа выделяют несколько этапов:

  • формируется имиджевая цель;
  • анализируется имиджевая аудитория;
  • прорисовываются имиджевые характеристики;
  • соотнесение характеристик наличных и желаемых, т.е. от каких характеристик надо отказаться и не афишировать их, какие усилить, какие необходимо выработать;
  • подбор средств самопрезентации;
  • вхождение в образ, воплощение имиджа в жизнь.

Вербальный имидж

Слово вербальный означает словесный, главной составляющей вербального имиджа является речь.

Этот имидж имеет огромное значение для деловых людей, мнение о которых складывается на основании доступной о них информации.

Важную роль в процессе общения играет вербальное поведение, которое придает речи эмоционально-личностную окраску – это темп речи, интонация, тембр голоса, сила голоса, ключевые фразы.

Например, в одних случаях обычный комплимент может выглядеть как двусмысленный намек и оскорбление, а в других случаях как выражение нежности и признательности.

При общении интонация голоса должна быть спокойной, доброжелательной и уверенной без вопросительных оттенков в конце фразы.

Формирование вербального имиджа происходит только через речь, поэтому слова и фразы должны быть четкими, без напора, темп речи умеренный, поскольку ускоренный темп создает впечатление формального отношения к собеседнику.

В первую очередь феномен речевого воздействия связан с целевой установкой говорящего – субъекта речевого воздействия.

Субъект речевого воздействия регулирует физическую и интеллектуальную деятельность собеседника.

Партнера по общению с помощью речи побуждают изменить, начать или закончить ту или иную деятельность, влияют на принятие им решений и представлений о мире.

Речевое воздействие – это однонаправленное речевое действие.

Л.Л. Федорова в своей работе выделяет социальное речевое воздействие, волеизъявление, информирование, разъяснение, оценочное и эмоциональное речевое воздействие.

Поскольку главным вербальным элементом имиджа является речь, то лучше помолчать, чем излагать свои мысли непонятно.

Для формирования вербального имиджа надо научиться выполнять такие рекомендации:

  • тренировать речь и мышление, грамотно формулировать мысли;
  • соблюдать культуру речи, деловой этикет;
  • общаться на позитивной волне;
  • улыбаться во время общения, стараясь вызвать такую же ответную реакцию;
  • если уместно, не стесняться запретных тем;
  • учитывать интересы собеседника;
  • уметь слушать собеседника;
  • не обсуждать третьих лиц за спиной, не сплетничать;
  • если уместно, сказать комплимент;
  • не закрывать рот ладонью, когда смеетесь;
  • помнить про дикцию, интонацию, эмоциональность речи;
  • использовать убедительные аргументы.

Отзывчивость и порядочность вызовут у любого человека положительные ассоциации к говорящему.

Невербальный имидж

Невербальный имидж относится к более древнему каналу передачи информации, большая часть которой воспринимается на подсознательном уровне.

Проведенные исследования показывают, что 70% всей информации идет через невербальный канал. Реципиент считает невербальный канал более точным и правдивым, поэтому отдает предпочтение именно этому имиджу.

К невербальной коммуникации относится оптико-кинетическая система знаков – пантомима, жесты, мимика.

Эмоциональная реакция человека отображается моторикой различных частей тела, и включение этой системы знаков придает общению свои нюансы. Правда, разные культуры имеют разную систему знаков.

Система знаков, лежащая в основе, получила название кинетический имидж, идущая информация не осознается ни индуктором, ни реципиентом, потому что движется по каналу «подсознание – подсознание».

При формировании данного имиджа важно придерживаться открытой позы – не скрещивать руки или ноги, в противном случае, ни доверия, ни симпатии у слушателей вызвать нельзя.

Любой знак в этой системе имеет свое значение, например, концы носков обуви показывают направление передвижения и, если человек сидит, повернув носки туфель в сторону двери, то это можно истолковать, как желание поскорее уйти.

Значимую информацию несет и наклон головы. Взгляд из-под бровей с наклоном вперед воспринимается довольно агрессивно и вызывает нервно-психическое напряжение собеседника.

Откинутая голова назад показывает пренебрежение, позицию свысока. Оптимальной является ситуация с небольшим наклоном головы набок.

Поворот головы к собеседнику показывает внимание и заинтересованность, а улыбка должна использоваться дозировано – в самом начале беседы, в момент обращения собеседника и в заключительной стадии общения.

Постоянная улыбка во время всего общения абсолютно неуместна.

Дополнением к вербальному общению является паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, к первой относится качество голоса, диапазон и тональность, ко второй относится включение в речь плача, смеха, пауз и др.

Смысловую нагрузку несет организация пространства и времени общения, как компонента коммуникативной ситуации.

Также большое влияние оказывает дистанция между общающимися – для делового общения она должна составлять 120-400 см.

Важной знаковой системой является контакт глаз, который используется в визуальном общении и показывает внимание и искренность. При отсутствии контакта глаз может возникнуть ощущение неискренности, недоверия, закрытости.

Даже при отсутствии всякой информации о человеке имидж тоже может сформироваться. В данном случае основанием будет принадлежность человека к определенной социальной группе.

Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot