Имидж: сущность и виды
Имидж – это сложившийся в сознании людей образ, совокупность определённых качеств, которые ассоциируются с отдельной личностью.
Позитивное или негативное отношение к человеку формируют в совокупности все компоненты имиджа. Имидж и личность в сознании реципиента не разделяются.
Реципиент понимает имидж как личность воспринимаемого, поэтому все наблюдаемые характеристики он будет расшифровывать в терминах личностных качеств.
Формирование имиджа требует знаний, характерных для группы, на которую он рассчитан, потому что интерпретация внешнего вида и поведения человека зависит от тех норм и ценностей, которые приняты в данной группе.
Оба вида имиджа, профессиональный и личностный, одинаково важны, если личностный имидж представляет собой базу, то профессиональный имидж является надстройкой, дополнением. Деловые люди, прежде всего, должны формировать личностный имидж, который распространяется и на профессию. Личностный имидж – это индивидуальный имидж конкретного человека, в облике которого на первом месте стоит душевная красота, имеющая такие грани, как разум, мужество, порядочность, человеколюбие и др.
Это говорит о том, что имидж не является психологическим средством для достижения каких-то задач, а является этической содержательностью личности.
Исходя из культурных традиций и менталитета русского человека, его внешний вид гармонирует с духовным складом личности. Быть обаятельным для людей значительно больше, чем иметь природную красоту.
Люди, в силу своих индивидуальных качеств, привлекательны по-своему. Создавать представление о собственной привлекательности должен каждый человек, а это уже искусство самопрезентации. Обаяние для каждого конкретного случая есть индивидуальное решение проблемы взаимосвязи формы и содержания. Современным идеалом обаяния является гармоничное соотношение содержательности и эстетики её внешнего проявления.
Внешность человека получила название габитус, поэтому габитарный имидж имеет следующие компоненты:
- Телосложение человека, его конституция – это первое, что воспринимается при взгляде на него. Конституцию, безусловно, изменить невозможно, но надо знать, как правильно и умело корректировать это впечатление;
- Прическа играет большую роль, но необходимо придерживаться тех норм, которые приняты в данной социальной группе, исходить из принципа целесообразности;
- Одежда является важной информацией, формирующей имидж. Она всегда была знаком принадлежности к той или иной социальной группе;
- Предметы аксессуара – портфели, папки, ручки, записные книжки, которые деловой человек всегда носит с собой и работать они должны на позитивное и уважительное отношение к человеку.
Таким образом, общим принципом личностного имиджа должен быть внешний облик, ассоциирующийся с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно.
В формировании имиджа выделяют несколько этапов:
- формируется имиджевая цель;
- анализируется имиджевая аудитория;
- прорисовываются имиджевые характеристики;
- соотнесение характеристик наличных и желаемых, т.е. от каких характеристик надо отказаться и не афишировать их, какие усилить, какие необходимо выработать;
- подбор средств самопрезентации;
- вхождение в образ, воплощение имиджа в жизнь.
Вербальный имидж
Слово вербальный означает словесный, главной составляющей вербального имиджа является речь.
Этот имидж имеет огромное значение для деловых людей, мнение о которых складывается на основании доступной о них информации.
Важную роль в процессе общения играет вербальное поведение, которое придает речи эмоционально-личностную окраску – это темп речи, интонация, тембр голоса, сила голоса, ключевые фразы.
Например, в одних случаях обычный комплимент может выглядеть как двусмысленный намек и оскорбление, а в других случаях как выражение нежности и признательности.
При общении интонация голоса должна быть спокойной, доброжелательной и уверенной без вопросительных оттенков в конце фразы.
Формирование вербального имиджа происходит только через речь, поэтому слова и фразы должны быть четкими, без напора, темп речи умеренный, поскольку ускоренный темп создает впечатление формального отношения к собеседнику.
В первую очередь феномен речевого воздействия связан с целевой установкой говорящего – субъекта речевого воздействия.
Субъект речевого воздействия регулирует физическую и интеллектуальную деятельность собеседника.
Партнера по общению с помощью речи побуждают изменить, начать или закончить ту или иную деятельность, влияют на принятие им решений и представлений о мире.
Речевое воздействие – это однонаправленное речевое действие.
Л.Л. Федорова в своей работе выделяет социальное речевое воздействие, волеизъявление, информирование, разъяснение, оценочное и эмоциональное речевое воздействие.
Поскольку главным вербальным элементом имиджа является речь, то лучше помолчать, чем излагать свои мысли непонятно.
Для формирования вербального имиджа надо научиться выполнять такие рекомендации:
- тренировать речь и мышление, грамотно формулировать мысли;
- соблюдать культуру речи, деловой этикет;
- общаться на позитивной волне;
- улыбаться во время общения, стараясь вызвать такую же ответную реакцию;
- если уместно, не стесняться запретных тем;
- учитывать интересы собеседника;
- уметь слушать собеседника;
- не обсуждать третьих лиц за спиной, не сплетничать;
- если уместно, сказать комплимент;
- не закрывать рот ладонью, когда смеетесь;
- помнить про дикцию, интонацию, эмоциональность речи;
- использовать убедительные аргументы.
Отзывчивость и порядочность вызовут у любого человека положительные ассоциации к говорящему.
Невербальный имидж
Невербальный имидж относится к более древнему каналу передачи информации, большая часть которой воспринимается на подсознательном уровне.
Проведенные исследования показывают, что 70% всей информации идет через невербальный канал. Реципиент считает невербальный канал более точным и правдивым, поэтому отдает предпочтение именно этому имиджу.
К невербальной коммуникации относится оптико-кинетическая система знаков – пантомима, жесты, мимика.
Эмоциональная реакция человека отображается моторикой различных частей тела, и включение этой системы знаков придает общению свои нюансы. Правда, разные культуры имеют разную систему знаков.
Система знаков, лежащая в основе, получила название кинетический имидж, идущая информация не осознается ни индуктором, ни реципиентом, потому что движется по каналу «подсознание – подсознание».
При формировании данного имиджа важно придерживаться открытой позы – не скрещивать руки или ноги, в противном случае, ни доверия, ни симпатии у слушателей вызвать нельзя.
Любой знак в этой системе имеет свое значение, например, концы носков обуви показывают направление передвижения и, если человек сидит, повернув носки туфель в сторону двери, то это можно истолковать, как желание поскорее уйти.
Значимую информацию несет и наклон головы. Взгляд из-под бровей с наклоном вперед воспринимается довольно агрессивно и вызывает нервно-психическое напряжение собеседника.
Откинутая голова назад показывает пренебрежение, позицию свысока. Оптимальной является ситуация с небольшим наклоном головы набок.
Поворот головы к собеседнику показывает внимание и заинтересованность, а улыбка должна использоваться дозировано – в самом начале беседы, в момент обращения собеседника и в заключительной стадии общения.
Постоянная улыбка во время всего общения абсолютно неуместна.
Дополнением к вербальному общению является паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков, к первой относится качество голоса, диапазон и тональность, ко второй относится включение в речь плача, смеха, пауз и др.
Смысловую нагрузку несет организация пространства и времени общения, как компонента коммуникативной ситуации.
Также большое влияние оказывает дистанция между общающимися – для делового общения она должна составлять 120-400 см.
Важной знаковой системой является контакт глаз, который используется в визуальном общении и показывает внимание и искренность. При отсутствии контакта глаз может возникнуть ощущение неискренности, недоверия, закрытости.
Даже при отсутствии всякой информации о человеке имидж тоже может сформироваться. В данном случае основанием будет принадлежность человека к определенной социальной группе.