Игра — это эффективное средство формирования и развития личности ребенка, включая его морально-волевые качества. В рамках игры осуществляется реализация его потребности воздействовать на мир.
Роль игры в раннем возрасте
Воспитательная роль игры в раннем возрасте во многом зависит от профессионального мастерства педагога или родителей. Они должны знать психологию ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, осуществлять правильное методическое руководство, четко организовывать и проводить всевозможные игры.
Ранний возраст — это относительно кратковременный, но важный период становления личности. В эти годы дети начинают приобретать первые знания об окружающей жизни, формируя определенное отношение к людям, труду. У ребенка вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируются черты характера.
Одним из основных видов деятельности детей раннего возраста является игра. Играя, ребенок развивает свои духовные и физические силы, воображение, внимание, память, дисциплину и ловкость. Помимо этого игры представляют собой своеобразный, свойственный раннему возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре происходит когнитивное развитие ребенка, формирование всех аспектов его личности. В этом возрасте происходят существенные изменения в психике, которые готовят переход к новому, более высокому этапу развития. Этим можно объяснить огромные воспитательные возможности игры, считающейся ведущей деятельностью ребенка раннего возраста.
Мама, создавая игровые ситуации, способствует появлению эмоциональной синтонии, которая представляет собой созвучность эмоциональных переживаний ребенка и взрослых. Синтонии также способствуют любые фольклорные игры (например, пение колыбельных песен, чтение потешек и приговорок).
В раннем возрасте большое значение имеет непосредственное эмоционально близкое общение взрослого и малыша. Эмоциональному сближению способствуют любые совместные дела. Родители начинают знакомое ребенку действие, чуть-чуть затягивая следующий этап и уступая в дальнейшем инициативу малышу с корректировкой завершения действия.
Специфика игр в раннем возрасте
К 1 - 1,5 годам у ребенка происходит формирование первых эмоциональных обобщений, которые относятся к его поведению с близкими людьми и отношению к внешнему миру. Э. Х. Эриксон определил их следующими фразами: «Я, в целом, хороший» или «Я, в целом, плохой», «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже», «Я не нужен и нелюбим, отстаньте от меня» и др.
Примерно к двум годам дети начинают осознавать, что, для того, чтобы стать для других «хорошим», необходимо делать что-то таким образом, как это требует взрослый (так, как «надо»). Для них важно «поиграть» оценками взрослого, примеряя на себя роль «плохого» и «хорошего» и наблюдая, что из этого выйдет. В раннем детском возрасте, как правило, проявляются ориентировочные действия. Ребенок как бы ищет баланс между положительной и негативной оценкой.
Во время игр лучше всего переводить внимание ребенка со взрослого (родителя или педагога) на сверстников. Перед взрослым воспитателем при этом должны стоять 2 задачи: открытие вместе с ребенком сюжетной игры и представление сверстника в качестве возможного партнера игры. Игра представляет собой не просто действия с различными игрушками и предметами, а определенный процесс моделирования социальных отношений.
Связь игры и когнитивного развития
Понятие «игра» напрямую связано с категорией «когнитивное развитие». Последнее представляет собой развитие всех видов мыслительных процессов, включая память, восприятие, формирование понятий, решение задач, воображение и логику. Развитие всех процессов происходит в ходе игры.
Концепцию когнитивного развития разработал швейцарский философ и психолог Ж. Пиаже. Его эпистемологическая теория предопределила появление базовых категорий психологии развития в ходе исследования роста разумности.
Рост разумности в соответствии с теорией Пиаже означает способность максимально точного отражения окружающего мира и выполнение логических операций над образами концепций, которые проявляются при взаимодействии с окружающими. Концепция занимается рассмотрением появления и построения схем, с помощью которых происходит восприятие мира. На «стадии развития» ребенок получает новые способы представления информации в мозг.
Эту теорию в психологии считают «конструктивистской», поскольку, в отличие от нативистских концепций она описывает когнитивное развитие в качестве разворачивания врождённых знаний и способностей. Эмпирические теории описывают когнитивное развитие в качестве постепенного приобретения знаний с помощью опыта теорий. Они содержат утверждение, что человек мы самостоятельно конструирует свои когнитивные способности через собственные действия в окружающем мире.
Игры во всех отношениях должны способствовать когнитивному развитию. Ребенок, находящийся на дооперациональном этапе развития, использует игру для того, чтобы больше узнавать о собственном физическом окружении. Дети младшего возраста при этом могут:
- Демонстрировать эгоцентризм,
- Играть в ролевые игры,
- Овладеть символической репрезентацией,
- Расширять свои социальные знания.
Когда дети раннего возраста играют с различными предметами и материалами (например, песок, камни, вода), они получают возможность узнать об их свойствах и законах, которым подчинены данные объекты. Так, играя в песочнице, дети в раннем возрасте впервые видят, что любая игрушка оставляет в песке собственный особенный отпечаток. При игре с мячом, дети начинают замечать, что чем сильнее его бросить об пол, тем выше он подпрыгнет.
Игра отражает жизнь ребенка и представляет собой самостоятельную деятельность, когда ребенок впервые вступает в общение со сверстниками. От того, как грамотно дети смогут организовать свои игры, какие взгляды и позиции займут и насколько правильно, в конечном счете, будут развиваться в процессе игры, напрямую зависит последующая модель их поведения в период взрослости и становления.