Значимость выявления фрустраций у подростков
Фрустрация – это особое эмоциональное состояние, которое возникает в случае, когда человек сталкивается с определенными препятствиями, не может достичь поставленной цели, не способен удовлетворить свои потребности и желания.
Современные подростки должны уметь:
- противостоять проблемам и трудностям окружающего мира,
- успешно преодолевать разнообразные препятствия,
- добиваться поставленной цели.
Именно поэтому особую значимость имеет выявление у подростков разнообразных фрустраторов (барьеры, препятствия, трудности и т.д., как внутренних, так и внешних), которые могут быть причиной фрустраций, приводящих в итоге к отрицательному психическому состоянию.
Фрустрации оказывают на поведение подростка дезорганизующее влияние, что проявляется в форме девиантного поведения, оказывающего негативное влияние на качество всех сторон жизни.
Девиантное поведение – это поведение, которое отличается от установленных в обществе норм и правил, по своему характеру является протестным или вызывающим, а в некоторых случаях и преступным.
Умение преодолевать жизненные трудности, препятствия в учебной деятельности, находить выход из любой сложной ситуации, используя для этого конструктивные формы поведения, является одним из основных факторов успешного формирования правильной модели поведения и социализации подростков в современном обществе.
Таким образом, значимость исследования фрустрации как предиктора девиантного поведения у подростков очевидна. Связано это в первую очередь с тем, что хронические фрустрации оказывают негативное воздействие на поведенческие и эмоциональные реакции подростка, а также на формирование у него общепринятой модели поведения.
Современные исследования влияние хронической фрустрации как предиктора девиантного поведения у подростков направлены на выявление оптимальных путей по преодолению состояний фрустраций в виде предотвращения и снижения их деструктивного влияние на возникновение и последующее развитее девиантного поведения.
Одной из современных проблем, стоящих перед исследователями, является осмысление непреодолимых трудностей, которые могут стать причиной возникновения и развития фрустраций у подростков. То есть, очень важно выявить формирование асоциальной или невротической направленности у современных подростков.
Взаимосвязь хронической фрустрации и формирования девиантного поведения у подростков
Исследование хронических фрустраций как предиктора девиантного поведения у современных подростков проводится психологами в состоянии эмоционального напряжения. Это обусловлено тем, что именно в таком состоянии проявляются все особенности личности.
Исследуя фрустрацию в рамках психодиагностического подхода, а так же с точки зрения межличностного взаимодействия, рассматривают те ситуации, в которых окружающие подростка лица умышленно или случайно ущемляют его интересы. Такое ущемление приводит к блокированию наиболее значимых для подростка потребностей, задевает его самолюбие и оказывает негативное воздействие на его самооценку.
В ходе проведенных исследований было установлено, у подростков с девиантным поведением, имеющих максимально значимые ценности, фрустрации воспринимаются более болезненно. В то время как у подростков с нормативным поведением отмечается иная картина переживания фрустрации. Кроме того, различными являются и внешние признаки. Так, у подростков с девиантным поведением на первое место выходит только внешний вид, а у подростков с нормой поведения - нравственность и внешний вид.
Основной особенностью проявления фрустраций у подростков с девиантным поведением является то, что они имеют склонность к проявлению агрессии и агрессивных реакций.
Кроме того, для подростков с девиантным поведением, большее значение имеет собственный социальный статус, благополучие и характер, нежели нравственность и развитие кругозора. Это свидетельствует о том, что девиантные подростки в основном делают акцент на собственное благополучие и социальный статус, ввиду того, что именно эти области жизни у них более фрустрированы.
Таким образом, отличие подростков с девиантным поведением от подростков с нормативным поведением состоит в том, что у них больше фрустрированных ценностей, а так же они более агрессивны в состояниях фрустраций.
Для подростков с девиантным поведением характерно то, что они стремятся к максимальному комфорту при нахождении среди других людей. В этой связи у них достаточно ярко выражено стремление быть принятым и понятым иными членами общества. В межличностных отношениях они в основном стремятся занять лидирующие позиции, крайне отрицательно относятся к попыткам установления контроля над собой, но при этом они стремятся к близкому эмоциональному контакту с другими.
Еще одной характерной чертой подростков с девиантным поведением является то, что у них недостаточно развиты коммуникативные компетенции. Это проявляется в низких способностях владения языком, неумения ориентироваться в объекте общения, с целью формирования прогностической модели поведения. Кроме того, для девиантных подростков характерна неразвитость эмпатии и неадекватность личностных характеристик (социальная направленность, адекватная самооценка). Отсутствие или неразвитость данных личностных качеств оказывает отрицательное воздействие на развитие способности к успешному взаимодействию и общению с окружающими. Подростки с девиантным поведением попросту не умеют устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Таким образом, у подростков с девиантным поведением снижены чувства вины и стыда, которые выполняют мотивационную функцию и побуждают просоциальное поведение, удерживают от действий, способных нанести вред другому, помогают устанавливать равноправные отношения в группе, служат индикатором усвоения моральных норм и правил. Они склонны использовать чувство вины как средство манипуляции другими лицами. Также они более отстраненно относятся ко всему происходящему вокруг и стремятся продемонстрировать свое превосходство как реакцию на свое неблагополучие и неустроенность, что следует учитывать при организации и проведении с ними коррекционной работы.