Гиперкинетическое расстройство поведения: определение, основные характеристики, виды и особенности
Гиперкинетическое расстройство поведения (гиперкинезы) – это совокупность неврологических нарушений, выражающихся в тиках, лицевых гримасах, подергиваниях, суетливых движениях. Важной характеристикой гиперкинезов является неосознаваемость воспроизводимых движений: человек не может контролировать проявление данной моторики.
Распространенность расстройства высока, но не однородна: в каких-то регионах наблюдаются отдельные точки заболеваемости около 3-10% населения до 18 лет (например, Великобритания, Италия), а где-то частота встречаемости достигает чуть ли не 25-30% (например, Китай, Россия, США). Такая численная вариативность может говорить как о каких-то локальных причинах расстройства, так и об особенностях диагностического аппарата, характерного для данной страны. Однако несмотря на численные разбросы, статистика заболеваемости говорит о преобладании данного расстройства у мужского населения.
С точки зрения происхождения, расстройство характеризуется выраженной многофакторностью. К значительно влияющим можно отнести следующее:
- генетические факторы: отмечается высокая наследуемость расстройства
- медико-биологические: острые инфекционные заболевания, затрагивающие ткани нервной системы (полиомиелит, энцефалит); травмы ЦНС, врожденные аномалии развития ЦНС
- социально-психологические: чрезмерный стресс, давление на психику ребенка, тревожность, неблагоприятная обстановка в семье. Конечно, данный фактор не является определяющим в развитии расстройства, но он бесспорно влияет на его течение.
К характерным особенностям данного расстройства можно отнести его высокую коморбидность - взаимосвязь с симптомами и проявлениями других заболеваний. Наиболее яркие сопутствующие расстройства: тревожные расстройства, эмоциональные расстройства (колебания настроения), когнитивные расстройства (речевые нарушения, дислексия, дисграфия), нарушения сна, головные боли, энурез, энкопрез.
С точки зрения возрастных особенностей, гиперкинетическое расстройство имеет свои особенности:
- Впервые оно появляется в возрасте 3-х лет, выражаясь в суетном и суматошном поведении, отсутствии концентрации.
- Дошкольный возраст уже характеризуется более конкретными формами: тики, обгрызание ногтей, кашель. Ребенку сложно сконцентрироваться, не хватает усидчивости.
- Младший школьный возраст характеризуется сложностью при выполнении заданий, развитии навыков письма и чтения.
- В подростковом возрасте расстройство проявляется в более сглаженной форме: суетливость, беспокойство. Однако на психологическом уровне может возникать конфликтность, агрессия.
Особенности диагностики
Сложность диагностического аппарата связана с гетерогенностью заболевания (либо мутации в генах формируют заболевание, либо мутации в одном гене формируют разные тяжести заболевания), а также его высокой коморбидностью. Нередко гиперкинетическое расстройство путают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И это неслучайно, они действительно имеют схожие проявления: раннее проявление симптомов (с 6 лет), длительность проявления симптомов (в течение полугода), наличие дефицита внимания и гиперактивности в разных сферах жизни.
Однако, есть существенные и неотъемлемые признаки проявления именно гиперкинетического расстройства - это нарушения поведения, а именно импульсивность. Таким образом, объединяющим с СДВГ является только нарушение функций внимания.
Неотъемлемыми признаками гиперкинетического расстройства являются следующие:
- раннее проявление: первые признаки расстройства могут проявиться в 3 года, 6 или 7 лет. На данном этапе они могут быть выражены в форме скрежета зубов, ярко выраженные покачивания туловища и головы, обгрызание ногтей.
- продолжительность симптомов: минимальная длительность симптомов должна составлять 6 месяцев
- затрагивает все сферы жизни, что говорит о плохой адаптации ребенка: в школе, в общении, в семье
Диагностика, в таком случае, должна быть дифференциальной при таких расстройствах. Для этого в обследовании должен участвовать и невролог, и психиатр, и психолог.
С точки зрения диагностического аппарата, должны быть включены следующие компоненты:
- Нейрофизиологические методы исследования: ЭЭГ, КТ, МРТ
- Психологическое исследование: оценка познавательной деятельности (уровень интеллектуального развития, общие познавательные способности (память, внимание), уровень эмоционального развития,
- Методики для диагностики гиперкинетического расстройства поведения по критериям МКБ: количественные проявления симптомов, степень их выраженности, а также динамику проявления.
Основные способы коррекции и профилактики
Основная работа в контексте данного расстройства строится по 2-м направлениям: лечение и коррекция. Первый путь труден: для этого необходимо вовремя обратить внимание на симптомы и пройти диагностику, вычленить доминирующий фактор расстройства и сформировать план лечения. Как правило, реализуется 2 путь - коррекция, направленная на снижение тяжести симптомов.
Оба пути зависят от того, какая причина является доминирующей: медико-биологическая или психосоциальная. Это влияет на то, будет ли превалировать фармакологическое лечение, либо коррекционно-педагогическое, психотерапевтическое. Как правило, чаще это все идет вкупе.
План лечения как правило формируется на длительное время. Сам план лечения может включать в себя фармакологические инструменты, направленные на снижение симптоматики расстройства: релаксирующие препараты, снижающие напряжение сосудов, скелетной мускулатуры.
Чрезвычайно важно формировать фармакологический план с учетом сопутствующих коморбидных заболеваний, то есть медикаменты должны работать комплексно.
Важным пунктом в плане лечения является учёт фаз обострения гиперкинетической симптоматики. Это может быть обусловлено воздействием стресса, травм, болезней. Также причиной может послужить сезонная динамика коморбидных расстройств.
С точки зрения мер коррекции, способствующих облегчению симптомов, можно использовать массаж, водные процедуры, лечебная гимнастика.
К профилактическим мерам можно отнести планирование и наблюдение беременности, осторожное отношение к процессу вынашивания плода, забота во время беременности, создание благоприятной атмосферы дома по отношению к ребенку.