Особенности подросткового возраста и гендера
Подростковый период является стадией, на которой дети начинают другим образом давать оценки собственным отношениям с родителями. На оценивание и восприятие подростками девочками и мальчиками их отношений с родителями существенно влияет гендерный фактор.
Психолого-педагогическая литература рассматривает гендер в качестве организованной модели социальных отношений между женщинами и мужчинами. Она отражает межличностное общение между женским и мужским полом, помогает организовать взаимодействие в семье. Гендер становится определяющей основой социальных отношений в основных институтах общества. Она определяется и конструируется ими.
Формирование и конструирование гендера происходит с помощью определенной системы социализации, разделения труда и принятых в обществе культурных норм, ролей и стереотипов. Гендерные нормы и стереотипы определенного общества существенно предопределяют психологические качества. Например, они могут поощрять одни и негативно оценивать другие нормы.
Гендерные роли и нормы не обладают универсальным содержанием. Они значительно отличаются в различных обществах. В этом понимании быть мужчиной или женщиной — это значит вовсе не обладать соответствующими природными качествами. Это означает выполнение той или иной роли.
Конструкция гендера представляет собой одновременно продукт и процесс представления о самом себе и других людях. В целом гендер является сложным социокультурным конструктом. Он включает:
- Отличия в ролях;
- Разницу в поведении;
- Отличия ментальных и эмоциональных характеристик между мужским и женским и др.
Восприятие подростками отношений с родителями
В психологи и педагогике исследователи указывают на существенные различия в восприятии подростками значения матери и отца в воспитательном процессе. В восприятии подростков мама более активно включена в процесс воспитания. Она наделяется главенствующей ролью в семье. Наряду с этим, отец рассматривается как более пассивный член семьи.
По мере взросления подростков в некоторых семьях отец может фактически "самоустраняться" из процесса воспитания. Подобное распределение ролей между матерью и отцом в ходе реализации воспитания подростков отражается в более высокой степени директивности матери.
Ученые обнаружили некоторую разницу в восприятии девочек-подростков и мальчиков-подростков воспитательной позиции матери и отца. Так, взаимодействие девочек с обоими родителями складываются более благополучно. Их отношения с матерями, как правило, формируются в качестве эмоционально-позитивных. Девочки в подростковом возрасте начинают воспринимать родительскую позицию мамы. Они рассматривают ее как принимающую, полную любви, интереса, внимания.
Отношения мальчиков-подростков с отцами формируются достаточно сложно в сравнении с матерью. Отца ребенок воспринимает как излишне директивного и склонного к авторитарно-командному стилю общения члена семьи. Мальчики видят в отце враждебность, подозрительность, придирчивость, непоследовательность. Часто они считают, что отец не оказывает реальной помощи и поддержки, отстранен и не включен в процесс воспитания.
Отношения мальчиков с отцами наиболее сенситивны к влиянию дисгармоничного типа воспитания. Наряду с этим, отношения девочек-подростков с родителями развиваются в соответствии со сценарием относительного благополучия. Для восприятия мальчиков-подростков родительского положения отца присущи более высокие показатели директивности, враждебности и непоследовательности. Это отличает их от более мягкого восприятия девочек.
Особенности восприятия родителей подростками (девочками и мальчиками)
Аспекты восприятия родителей подростками (девочками и мальчиками) чаще всего зависят от позиции самих родителей. В соответствии с исследованиями (Гуденаф, Маккоби, Сигала) отцы по-разному ведут себя с детьми разного пола. Сыновей отцы контролируют больше. Они проявляют в их отношении большую строгость, делают большее количество замечаний, больше обращают внимания на дисциплину. Контакты с мальчиками более грубые и имеют физический характер (например, активные подвижные игры, шуточная борьба).
Отцы показывают резкую негативную реакцию на проявления женственности (фемининности) у сыновей. Тем не менее, начиная с младенческого возраста, они больше интересуются сыновьями и больше занимаются с ними по мере их взросления. Считается, что у отцов больше совместных занятий с сыновьями, чем с дочерями. Позже отцы с большим желанием разговаривают со своими сыновьями, при этом психологическая близость растет по мере их взросления.
Девочки подростки отмечают более нежный стиль общения отцов с ними. Для него характерно отсутствие прямых требований, а формулирование их в виде предложений (например, «может быть, ты сможешь сделать это...»). В общественных местах отцы проявляют больше заботы и беспокойства о маленьких девочках (1-2 года), чем о сыновьях.
Позже отношения с дочерью могут напоминать, по терминологии Гуденафа, подобие «легкого флирта». Отец может начать говорить девочке комплименты по поводу ее красивой одежды, длинных волос. Многие отцы в подростковом возрасте ведут себя с девочками как с маленькими женщинами. Отмечено, что когда они становятся старше, отцы резко уменьшают степень психологической близости.
При исследовании гендерных различий восприятия подростками отношений с родителями было отмечено, что девочки-подростки обращают внимание на большую степень последовательности матерей, на постоянство их требований. Считается, что непоследовательность женщин в отношении сыновей связана с их воспитательной неуверенностью.