Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия

Все предметы / Психология / Взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия
Определение 1

Субъективное благополучие – это наличие субъективной веры индивида в то, что его жизнь приятна и хороша. Данную категорию часто используют как синоним понятия «счастье».

Сущность и особенности субъективного благополучия, а также влияющие на него факторы

Существуют две составляющие субъективного благополучия: эмоциональная, (положительные чувства, которые люди испытывают в отношении своей жизни), когнитивная (удовлетворенность от жизни, отражающая рациональную оценку соответствующей жизненной ситуации).

На сегодняшний день вопрос счастья и субъективного благополучия в психологии стал очень актуальным, поскольку в психологической науке появляется потребность в определении всего разнообразия факторов, служащих основой благополучия, внутреннего равновесия. Все это усиливает состояние счастья и субъективного благополучия.

Ученые хотят исследовать объективные (внешние) факторы жизни, а также психологические процессы, влияющие на субъективное благополучие личности. Сегодня наиболее изучен вопрос о взаимной связи субъективного благополучия и показателей, названных внешними факторами. Они представляют собой обстоятельства жизни и включают:

  • Уровень дохода,
  • Состояние здоровья,
  • Наличие семьи,
  • Профессионализм и наличие работы,
  • Уровень образования и др.

Исследования показали влияние целого ряда объективных факторов на субъективное благополучие индивида. Многие ученые сошлись во мнении, что объективные показатели не могут считаться единственным источником благополучия. Как правило, «объективно» благополучный человек субъективно себя таковым не считает

В этой сфере важно произвести расширение предметной области исследований для изучения взаимосвязи субъективного благополучия и внутренних (психологических) факторов, которые представлены смыслами, ценностями, целью и установками.

Исследования связи ценностных установок с субъективным благополучием

Готовые работы на аналогичную тему

Многие ученые занимались исследованием взаимосвязи субъективного благополучия и ценностных установок. Так, Р. Эммонс проводил анализ связи личных стремлений (индивидуализированные цели) человека с уровнем счастья и удовлетворенностью жизнью. Информация из исследований Э. Динера показывает, что ценности и цели человека способны предопределять вклад в общий уровень счастья.

Концепция психологических систем (КПС), разработанная В. Е. Клочко, рассматривала человека в качестве открытой самоорганизующейся системы. Мир конкретного человека при этом представляет собой так называемое «ментальное пространство» и является «переходным слоем», пространством, находящимся между объективной и субъективной реальностью.

Основная особенность данного пространства представлена многомерностью, возникающей в ходе объединения в нем объективных и субъективных измерений. Тот же В. Е. Клочко говорил, что ментальное пространство необходимо отграничивать от «объективной реальности», поскольку для его описания не будет достаточно 4 координат (3 пространственные координаты и время). Оно состоит еще из 3 субъективных координат:

  • Значения,
  • Смысла,
  • Ценности.

Данные измерения человеческого мира способны обеспечивать превращение внешних в отношении человека предметов в вещи, которые обладают для него субъективным значением, личностной отнесенностью. Так, Клочко выявил последовательность становления многомерного мира людей в качестве обретения ими новых измерений. Сначала появляются значения, затем смыслы и, наконец, ценности.

Именно ценности предназначены для обеспечения стабильности, устойчивости жизненного мира во временном периоде. Смыслы и ценности — это основные элементы многомерного мира взрослого человека.

Связь ценностей и субъективного благополучия

Смыслы и ценности отражаются через эмоции и посредством их проявления способны открывать для людей возможность последующего развития. Эмоции проявляются самопроизвольно, представляя собой результат проекции в окружающий мир настоящего состояния человека, включая его потребности и возможности.

По мнению В. Вилюнаса все условия и детерминанты определяют жизнь и деятельность индивида. Психологически действенными они могут стать только тогда, когда смогут проникнуть в область эмоциональных отношений, преломляясь и закрепляясь в ней. Эмоция способна нарушать равнозначность ориентиров перед субъектами. В этой ситуации некоторые из ориентиров могут приобретают особенный смысл.

Одна из основных функций, которые призваны выполнять эмоции, представлена функцией оценки. Базовая роль эмоций здесь заключается в проведении непосредственной оценки и выражении мотивационной роли отражаемых предметов.

Ученые рассматривали эмоции как психологические образования, окрашивающие содержание, находящееся в образе. Они выражают роль и значение данного содержания для человека, предопределяя его вести соответствующую деятельность.

Эмоциональные переживания при оценке действительности показывают индивиду значимость происходящего, соответствие (несоответствие) действительности его интересам, потребностям и возможностям.

Сегодня в науке нет возможности выявить всю совокупность оценочных параметров эмоций. Через каждый тип эмоций производится оценка действительности по соответствующим аспектам. В состав таких классов эмоций были включены желания в качестве оценки соответствия объекта потребностям; эмоции, которые субъективно выявляют себя как радость; удовольствие и неудовольствие в качестве оценки потребностей; настроение и эмоциональное состояние в качестве оценки общего соответствия действительности человеческим интересам и потребностям.

На основе теоретических концепций субъективное благополучие стало пониматься как интегральное психологическое образование, также выполняющее функцию оценки. Оно представляет собой категорию, отражающую оценку человеком соответствия его реальной жизни его представлению об идеальной.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис