Гендерные социально-психологические особенности характеристик личности
Гендер – это социальный статус, психологическое понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине, об их психологических особенностях.
Социально-психологическая сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью индивида подчеркивается понятием гендер.
С помощью гендерного анализа можно изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте.
В психологическом плане быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.
Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.
Общая максимальная и мышечная сила у мужчин выше, хотя в десятилетнем возрасте является примерно одинаковой. К 19-ти годам сила юношей становится больше и своей максимальной отметки достигает к 25-ти годам.
Специалисты предполагают, что, возможно, большие силовые возможности мужчин способствуют формированию чувства превосходства.
Ряд особенностей женской моторики зависят от особенностей телосложения и мышечной силы, например, женский шаг короче мужского. Моторный облик женщин более грациозен, движения отличаются плавностью.
Несмотря на то, что мышечная сила мужчин больше, они не характеризуются большей выносливостью по сравнению с женщинами.
Для женщин характерна большая точность восприятия, наблюдательность, внимание к деталям, но экспериментальные подтверждения этого практически отсутствуют.
Отличительной особенностью мужчин и женщин является острота слуха – мужчины лучше слышат более низкие частоты, а женщины – более высокие частоты.
По-разному мужчины и женщины воспринимают болевые ощущения – лабораторные исследования показали, что женщины обладают большей болевой чувствительностью, что объясняется биологическими особенностями, различиями в функционировании нервных структур, передающих болевые сигналы.
Особую роль среди психофизиологических характеристик играют свойства нервной системы – было установлено превосходство женщин по подвижности процесса возбуждения и превосходство мужчин по силе нервной системы.
Свойства нервной системы как биологической основы не дают выраженных половых различий и являются дополнительным подтверждением того, что биологический пол не будет однозначен психологическому полу человека.
Женщины имеют более низкую устойчивость к стрессу по сравнению с мужчинами. Женщине требуется больше времени для снижения секреции кортизола до исходного уровня, чтобы выйти из стрессового состояния.
Однако скорость мобилизации регуляторных систем в стрессовом состоянии у женщин выше, что выражается в интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой эмоциональной активации организма.
Не решенным является вопрос об особенностях поведения мужчин и женщин в разных стрессовых ситуациях.
Ведущей нейрофизиологической детерминантой индивидуально-психологических отличий являются межполушарные отношения – для осуществления одних психических функций доминирует левое полушарие, с которым связывают рационально-логическое, знаковое мышление, а для других – правое полушарие с образным интуитивным мышлением.
Ведущую роль в речевой деятельности играет левое полушарие, а за эмоциональную окраску речевого высказывания отвечает правое полушарие.
На соматическом уровне, таким образом, находится целый ряд хорошо выраженных различий между мужчиной и женщиной, но в формировании высших психических функций и особенностей индивидов, эти свойства не относятся к ведущим.
Половые и гендерные различия
Отличительная особенность мужчин и женщин связана с биологией, психологией пола, уровнем социализации и включает три блока факторов:
- биологические факторы – генетические, биологические, психофизиологические признаки;
- социальные и психофизиологические факторы – присвоение половых ролей, распределение труда в зависимости от половой принадлежности, идентификация ребенка с собственным полом, гендерные стереотипы, определяющих обществом и др.;
- культурные факторы – присвоение гендерных установок и особенностей поведения в зависимости от культуры, распределение труда в зависимости от культуры.
Если пол ребенка определяется в момент рождения, то о гендере этого сказать нельзя. Пол определяется по набору хромосом, гормональному набору, анатомическим и репродуктивным особенностям.
Гендер – это отличительная характеристика по социальному аспекту, т.е. мужчина и женщина играют определенную социальную роль и должны соответствовать заданным правилам и нормам поведения, специфике своей деятельности в соответствии со своим полом.
Человеку свойственно придерживаться социальных норм, а причина кроется в желании быть принятым обществом.
Желание достигается в результате осуществления дифференциального усиления, когда гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое наказывается и дифференциального подражания, суть которого заключается в том, что человек определяет модель поведения релевантной группы и соответственно себя ведет.
Как правило, человек выбирает ролевые модели в поведении, соотносящиеся с его гендером.
Для гендера характерны свои сущностные признаки:
- социальная характеристика личности, формирующаяся в процессе развития в соответствии с полом;
- социально-психологические отношения – общение, взаимодействие с другими людьми;
- набор соглашений личности, которые отражают стереотипы, типичные черты для мужчин и женщин, роли;
- социально-психологический конструкт, т.е. сущность, механизм, специфику формирования маскулинности и фемининности в обществе;
- социально-психологические характеристики личности, в основе которых лежит биологический пол;
- социализация личности в зависимости от культуры;
- иерархия социальных отношений между мужчиной и женщиной, неравенство возможностей;
- осознанное принятие собственного пола – осознанное принятие пола – осознанное значение пола.
К существующим теориям проблем половых и гендерных различий единого подхода пока нет.
Методик изучения гендерных особенностей немного, среди них можно назвать методику Г. Гейманса, методику В.Е. Когана, методику маскулинности – фемининности С. Бэма.
Все методики отражают гендерные особенности, но их не всегда можно использовать.
Исключением являются методики изучения психических, познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, интеллекта, креативности.
Что касается эмпирического изучения общих особенностей мужчины и женщины, то их сравнение идет в 3-х направлениях:
- изучение половых различий;
- изучение гендерных характеристик;
- изучение гендерных различий.
Маскулинность и фемининность
Вообще в мире вплоть до середины XX века господствовала традиционная система половых ролей, причем, личность считалась более эффективной и цельной, если ей были свойственны многие типичные гендерные черты.
Маскулинность свойственна сильному полу и представляет собой набор черт, характерных для мужчин – это, прежде всего, рационализм, аналитические способности, компетентность в профессии, стремление к лидерству, эффективность.
Фемининность – черты, характерные для женщин – это эмоциональность, развитая интуиция, способность сопереживать, забота о детях и муже, коммуникабельность, внушаемость.
Для традиционной семьи маскулинные и фемининные качества были вполне достаточными, но и необходимыми.
Современный мир изменился, изменились и люди, но старые шаблоны остались.
С развитием научно-технического прогресса в прошлое уходит роль женщины-домохозяйки. С разделением труда стало понятно, что женщины прекрасно справляются с разными видами работ – они могут заниматься бухгалтерией, аудитом, программированием и др.
Неправильные ролевые ожидания привели к конфликту между полами.
Например, молодой человек ждет от своей девушки выполнения домашней работы, в то время как сам является безработным, а девушка работает ещё в офисе.
Происходит смещение ролей и для молодого человека в данном примере характерны фемининные черты.