Понятие и сущность гендерной социализации
Социализация – это двусторонний процесс, который включает в себя с одной стороны усвоение человеком необходимого социального опыта, а с другой стороны, - осуществление активного воспроизводства совокупности социальных связей.
Гендерная социализация – это процесс, в ходе которого человек усваивает модели поведения в соответствии со своей гендерной принадлежностью в том обществе, в котором он существует.
Правильно организованный процесс социализации подростков, направлен на формирование представлений о собственном личностном и социальном значении, правильной жизненной и гражданской позиции. Особую значимость в социализации подростков имеет гендерная принадлежность. Это обусловлено тем, что роль мужчины и женщины в современном обществе очень различны и с самого раннего возраста ребенок должен усвоить, что значит быть мальчиком или девочкой, юношей или девушкой, мужчиной или женщиной, усвоить и принять возложенные на них социальные роли.
Процесс социализации подростка имеет ряд особенностей, которые обусловлены не только его гендерной принадлежностью, но и взаимоотношениями со сверстниками, сложностью переходного периода и т.д. В этой связи очень важно, чтобы в процессе социализации подростка принимали участие не только родители и педагоги, но и при необходимости иные специалисты (коррекционный педагог, социальный педагог и т.д.). Не нужно «отворачиваться» от ребенка, если он «трудный», необходимо понять его проблемы, помочь разобраться в них. Это покажет ребенку не только его значимость для общества, но поспособствует нахождению своего места в данном обществе.
Зачатки дифференцированной гендерной социализации можно увидеть еще до момента появления ребенка на свет. Если родители до рождения узнали пол своего будущего ребенка, то в соответствии с ним они покупают игрушки, мебель, одежду и т.д. Кроме того, будущие родители выстраивают будущую стратегию воспитания и развития ребенка, в зависимости от его пола.
Таким образом, гендер является одной из важных составляющих, на которые опираются окружающие подростка взрослые в процессе его социализации.
Особенности процесса гендерной социализации современных подростков
Исследованием особенностей гендерной социализации подростков занимались американские психологи К. Джеклин и Э. Маккаби, которыми были выделены и описаны несколько вариантов, объясняющих особенности гендерной социализации.
Варианты, объясняющие особенности процесса гендерной социализации подростков (авторы К. Джеклин и Э. Маккаби):
- С самого рождения, детей воспитывают и развивают в соответствии с их гендреной принадлежностью. Так, общепринятым является мнение, что юноши должны проявлять соревновательность и энергию, в то время как девушкам следует быть послушными и заботливыми. В случае, если подросток показывает поведение, которое не соответствует его гендеру, то это влечет за собой определенные санкции.
- В результате гендерных различий юноши и девушки по-разному общаются и взаимодействуют с родителями, сверстниками, педагогами и просто окружающими людьми. Именно поэтому один и тот же поступок или манера поведения, может вызвать у них разные реакции. Исходя из этой реакции, необходимо выстраивать и линию воспитания, развития и социализации подростка.
- Формирование поведения и усвоение подростком общепринятых норм, во многом зависит от того, как родители с ним общаются, а именно исходя из своих представлений о том, каким должен быть подросток данного пола (стиль общения, поведение, внешний вид и т.д.). Чем ближе представления родителей к общепризнанным нормам, тем проще подростку адаптироваться в современном обществе.
- В процессе гендерной социализации необходимо особое внимание уделять естественным слабостям ребенка. Например, считается, что по своей природе юноши намного агрессивнее, чем девушки, поэтому их основной задачей является контроль за проявлением агрессии. В тоже время, девушкам необходимо усвоить навыки самозащиты.
- Зачастую в воспитании используются различные методы, которые во многом зависят от пола подростка. Естественные проявления для одного пола, вызывают порицание, если они встречаются у подростков другого пола.
- Поведение подростка воспринимается по-разному, в зависимости от его пола. В случае, если у юноши отмечаются в поведении поступки, которые больше свойственны девушке, то их корректируют, так как с такой моделью поведению ему будет сложно адаптироваться в современном обществе. Обусловлено это тем, что в обществе есть только две четки линии поведения – мужская и женская. Чтобы быть принятым и понятым в обществе, необходимо следовать только той модели поведения, которая соответствует гендеру.
- Большое влияние на процесс воспитания и социализации подростка оказывает пол родителя, с которым он больше всего взаимодействует.
В общении с подростками родители стремятся обучить их «секретам» собственного пола. Поэтому мамы уделяют больше внимания девушкам, а отцы – юношам. В данном случае, важно не только внимание и общение с подростком, но и собственный положительный пример.
Каждый родитель проявляет в общении с подростком те черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и подросток. Например, отношения с подростком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с подростком собственного пола - элементы соперничества. Привычные стереотипы господства-подчинения также нередко переносятся на детей. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа и вообще от взрослых мужчин, проявит такую установку скорее к сыну, чем к дочери. Особенно сказывается это в отношении со старшими детьми.
Родители сильнее идентифицируются с детьми своего, нежели противоположного пола. В этом случае родитель замечает больше сходства между собой и подростком и более чувствителен к его эмоциональным состояниям. Это во многом зависит от самосознания родителя.