Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирующие методы психологии в работе с дошкольниками

Формирующие методы психологии

Определение 1

Формирующие методы – это методы в психологии, к которым относятся разновидности социального эксперимента, и объектом которых выступает группа людей.

В эту группу входят:

  • преобразующий эксперимент,
  • психолого-педагогический эксперимент,
  • формирующий эксперимент,
  • экспериментально-генетический метод,
  • метод поэтапного формирования и др.

Отличительной особенностью исследовательских методов является их констатирующий характер – описанию, измерению, объяснению подвергаются эмпирические особенности и уровни психического развития, сложившиеся стихийно. Формирующие исследовательские методы используются в связи с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса. Использование формирующих методов позволяет выявить влияние перестройки на возрастные, интеллектуальные, характерологические особенности испытуемых.

Метод формирующего эксперимента часто используется для того, чтобы сопоставить влияние разнообразных обучающих программ на психическое развитие ребенка.

Формирующий эксперимент – это статистически значимый, массовый эксперимент, ареалом которого как минимум является школа, педагогический коллектив. Кроме того, – это длительный, пролонгированный эксперимент ради реализации какой-либо общетеоретической концепции в области психологии. Он является комплексным экспериментом и требует совместных усилий психологов теоретиков, практиков, исследователей, дидактов, методистов, поэтому он должен проходить в особых учреждениях, где есть условия для его организации.

Формирующий эксперимент – это существенная перестройка психолого-педагогической практики и, прежде всего, перестройка содержания и методов, приводящих к значительным видоизменениям всего хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых.

Формирующий эксперимент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формирующий эксперимент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Формирующие методы психологии в работе с дошкольниками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Данный тип исследовательских методов, благодаря своим характеристикам, дает возможность выявить резервы психического развития, создает новые психологические особенности испытуемых, поэтому они входят в особую группу методов психологического исследования и воздействия. Формирующие методы дают возможность формирования психических процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.

С развитием психологии происходит изменение теории, психологических понятий, исследовательских методов, которые утрачивают констатирующий характер и становятся формирующими или трансформирующими.

В экспериментальной психологии ведущим типом исследовательского метода становится формирующий эксперимент.

Метод эксперимента в работе с дошкольниками

Определение 2

Метод – это путь получения фактов, определяемый задачей и предметом исследования.

Самым надежным методом получения информации о поведении и психологии ребенка является метод эксперимента, суть которого состоит в том, чтобы в процессе исследования вызвать у ребенка те психические процессы, которые интересуют исследователя и создать условия для проявления этих процессов.

Ребенок ведет себя в экспериментальной игровой ситуации естественно и непосредственно, он эмоционально откликается на ситуации, которые ему предлагают, не играет никаких социальных ролей, что дает возможность получить истинные реакции на воздействующие стимулы.

Обычно результаты бывают более достоверными, когда эксперимент проводится в игровой форме. Эта игровая форма должна учитывать интересы и потребности ребенка, чтобы он в полной мере смог проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества.

В течение всего эксперимента важно поддерживать интерес ребенка к проводимому мероприятию, потому что ребенок действует спонтанно и сиюминутно.

Исходя из того, что поведение ребенка в разных экспериментальных условиях будет различно, можно делать выводы о его психологических характеристиках. Сравнивая характер его поведения, определяется более предпочтительный и, исходя из этого, констатируется главная форма его общения.

Эксперимент является эффективным и экономным методом, поэтому в детской психологии он нашел широкое применение.

К психологическим экспериментам относится такой их вид, как тест, представляющий собой систему специально подобранных заданий. Эти задания предлагают детям в строго определенных условиях. Каждое задание оценивается в баллах и не должно зависеть от отношения экспериментатора.

Возрастные нормы и возрастные группы должны соответствовать. При сравнении результатов с возрастными нормами можно определить актуальный уровень развития ребенка, т.е. отклонение или опережение в развитии для своего возраста.

Такую стратегию эксперимента называют стратегией срезов, потому что происходит одномоментное выявление уровня как возрастного, так и индивидуального развития того или иного психического процесса.

Довольно часто одно исследование сочетает в себе эксперимент и наблюдение. Однако они могут только фиксировать особенности поведения ребенка или степень успешности решения задач, но не выясняют, что стоит за выявленными проявлениями и не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

Большим преимуществом в этом отношении обладает формирующий эксперимент. Он формирует у детей новые способности, раньше, в процессе эксперимента не наблюдавшиеся, поэтому его можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей.

Исследователь заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и при каких условиях эта способность развивается. Затем эти условия моделируются, и проводится серия формирующих воздействий на ребенка.

В заключении исследователь выясняет, есть ли изменения в той психической способности, которая изучается. В результате идет проверка гипотез о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.

Формирующий эксперимент может продолжаться в течение нескольких лет с одними и теми же детьми.

Эксперимент как метод умственного воспитания дошкольников

Для педагогов дошкольного образования главной проблемой работы является развитие личности ребенка и готовность его к школьному обучению.

Эта проблема одновременно и сложная и актуальная, а её развитие связано с процессом формирования познавательной активности маленького человека.

Абсолютное знание в готовом виде вложить в душу ребенка невозможно, считал Сократ. Аристотель доказывал, что очень важно учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир.

Современные педагоги, например, В.С. Ильин, считает, что познавательную активность можно развить тогда, когда ребенок сумеет преодолеть противоречия между растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения.

Познавательная активность, по мнению Т. И. Шамовой, есть деятельное состояние, проявляемое в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

Познавательная активность – это предпосылка и результат психофизического развития дошкольника. Познавательную активность определяют природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога – эти два фактора являются условием дальнейшего успешного обучения.

Познавательное развитие является сложным процессом, включающим формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, овладения речью.

Одним из очень важных средств развития познавательной активности старших дошкольников, является детское экспериментирование, направленное на познание окружающего мира.

В эксперименте ребенок выступает как исследователь познания окружающих его предметов и явлений. Этот творческий процесс познания в личностном становлении дошкольника является очень важным.

Экспериментирование стимулирует воображение ребенка и включает его в творческую деятельность.

Те эксперименты и элементарные опыты в дошкольном обучении направлены на то, чтобы развить у дошкольника навыки взаимодействия с объектом, познать его свойства и связи.

В ходе эксперимента старший дошкольник:

  • получает реальные знания об изучаемом объекте;
  • обогащает память и активизирует мыслительные процессы;
  • развивает свою речь, формулируя выводы, исходя из увиденного;
  • обогащает умственные умения;
  • формирует самостоятельность и умение ставить небольшие и несложные цели;
  • развивает эмоциональную сферу, повышает двигательную активность, укрепляет здоровье и приобщается к труду.
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot