Жизнестойкость — это способность человека выдерживать стрессовые ситуации с одновременным сохранением внутреннего баланса без снижения эффективности деятельности.
Категория "жизнестойкость" и ее особенности
Понятие «жизнестойкость» в качестве психологического феномена начало рассматриваться относительно недавно. В начале 80-х гг. прошлого века понятие «hardiness» ввели в состав понятийного аппарата психологической науки. Это произошло благодаря американским психологам С. Кобейс и С. Мадди. В российской психологической науке Д. А. Леонтьев предлагает обозначать это понятие на русском языке (жизнестойкость).
До настоящего времени в психологии не предусмотрено единого видения сущности данной категории. Это связано с тем, что его значение аналогично значения терминов, которые в разное время вводились в понятийный аппарат психологии и философии. Примерами могут быть следующие понятия:
- Жизнеспособность по Б. Г. Ананьеву;
- Мужество творить по Р. Мэй;
- Укорененность в бытии по М. Хайдеггеру;
- Трансценденция по С. Л. Рубинштейну;
- Зрелость по Б. Г. Ананьеву и Г. Олпорту.
Первоначально Кобейс и Мадди рассматривали новую категорию с позиции теоретических положений психологии стресса и экзистенциальной психологии. Одновременно с этим они взяли за основу философскую концепцию о «мужестве быть», которую разработал немецкий философ-экзистенциалист П. Тиллих.
Мадди начинает оперировать новым термином и проводит разработку модели жизнестойкости. В ее рамках определяются убеждения человека, которые дают возможность оставаться активным и препятствуют отрицательным последствиям стресса.
Ученый анализировал жизнестойкость в качестве системы убеждений человека. Он предлагает четкий конструкт этой категории, который включает несколько компонентов: вовлеченность, контроль и принятие риска.
Жизнестойкость будущих психологов и ее необходимость
Концептуальным и практически значимым считается постулат Мадди о том, что основа жизнестойкости представлена не отрицанием стресса в качестве моделирования нереальной ситуации, а умением признавать реальность стрессовой ситуации. Здесь также играет роль мужество, которое выражается через стремление превращать ситуацию в преимущество для самого себя.
Современные условия, в которых психологу необходимо работать, часто называют экстремальными, поскольку они стимулируют развитие стресса. Это способствует общему снижению чувства безопасности и защищенности, у человека повышается уровень тревоги, появляются психосоматические заболевания.
Для начинающих психологов очень важны личностные качества, характерные для жизнестойкости. Их развитие способно сформировать положительное отношение к жизни, укрепить уверенность будущего специалиста в своих способностях. Благодаря жизнестойкости появляется возможность более быстро и эффективно решать проблемы. Человек берет ответственность на себя за собственную жизнь и благополучие, что представляет собой одну из первостепенных задач позитивной психологии.
Формирование жизнестойкости у будущих психологов — это важнейшая задача их личностного и 0профессионального развития. Это качество считается одним из основных, которые дают возможность практическим психологам в ходе профессионализации исключить или минимизировать возможную личностную деформацию и прочие деструктивные проявления личности, включая синдром эмоционального выгорания.
Формирование жизнестойкости методом психодрамы
Студенческий период в психологии — это центральный период становления человека и личности в целом. В это время проявляются самые разнообразные интересы, среди которых профессиональные интересы выходят на первый план. В профессии психолога очень важным качеством считается жизнестойкость.
Жизнестойкость формируется с помощью следующих методик и техник:
- Транзактный анализ;
- Тренинги личностного роста;
- Психодрама;
- Интеллектуальные тренинги;
- Тренинги рефлексии;
- Ролевая игра и др.
Психодрама представляет собой метод групповой психотерапии, который наиболее приближен к жизни. Это связано с тем, что такие приемы, как исполнение ролей, постановка пьес, диалоги и монологи, дублирование, обладают теми же целями, что и на театральной сцене, в драматургии и повседневной жизни. Люди, которые хотят разобраться в трудной ситуации, могут ее инсценировать, при этом на психодраматической сцене происходит развертывание не самой ситуации, а того, как человек ее представляет. В рамках психодрамы люди действуют в зависимости от их представлений.
Студенты-психологи благодаря методу психодрамы, применяемому в рамках формирования жизнестойкости, могут научиться жить активно и творчески. С его помощью студенты осознают близость с другими людьми и понимают, что их проблемы не индивидуальны. Групповой тренинг предназначен для освоения умения делать правильный выбор, который бы определяли не рациональные реакции, а, скорее, объективное познание и оценка ситуаций.
Психодрама помогает понять и начать принимать нормы, которые функционируют в различных институтах и обществе, облегчая студентам принятие ценностей, на которых основаны данные нормы. Самая главная особенность психодрамы состоит в обеспечении решения личных житейских проблем, что существенно влияет на развития жизнестойкости.
Преподаватели благодаря этому методу получают возможность лучше понять студентов, что влияет на укрепление связи между ними. Он обеспечивает получение знаний, которые требуются для того, чтобы давать полезные советы. В ходе занятий по психодраме педагоги дают студентам информацию и знания, формируют умения, которые помогут правильно относиться, в частности, к будущим клиентам.
Психодрама является не просто технологией, а представляет собой концепцию, которая предполагает глубокое теоретическое основание. Оно дает представления об антропологии творческой личности и значении креативной составляющей в ее жизни.