Психическая саморегуляция — это одна из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Она связана с тем, что человек, взаимодействуя с окружающим миром, часто сталкивается с ситуацией выбора, и тогда уменьшение неопределенности можно достичь только с помощью средств регуляции.
Особенности саморегуляции
Вопрос саморегуляции в подростковом возрасте очень актуален, так как именно в этот период формируются аспекты осознанной саморегуляции. Она предусматривает произвольную активность и во многом предопределяет поведение и деятельность подростка. Особенности саморегуляции, которые развиваются у подростков, отличаются противоречивостью.
В подростковом периоде можно наблюдать рассогласованность развития умений осознанной саморегуляции. Последняя проявляется с помощью активности субъекта, который получает возможность организовывать и управлять своей деятельностью, коммуникациями и поведением. Эта сторона чаще всего остается скрытой от наблюдателей, поскольку не всегда специально и отчетливо осознаваема самим человеком. Наряду с этим, она представляет собой выражение субъектности деятельности и поведения, включая их целенаправленность и произвольность.
Личные аспекты саморегуляции характеризуются особенностями планирования и программирования достижения цели. Здесь важно, каким образом человек учитывает существенные внешние и внутренние условия, проводит оценку результатов и коррекцию своей активности для достижения субъективных и приемлемых результатов.
Индивидуальный стиль саморегуляции отражают стилевые аспекты целостной системы саморегуляции, (степень ее индивидуального развития, связь между реализующими ее регуляторными процессами), а также стилевые особенности ее звеньев.
В состав индивидуальных особенностей саморегуляции подростков относят особенности действий в следующих сферах:
- Планирование цели;
- Моделирование;
- Программирование;
- Контроль и оценка;
- Коррекция активности.
В состав индивидуально-стилевых аспектов саморегуляции принято включать особенности саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в разных видах произвольной активности, включая поведение и практическую деятельность.
Исследование саморегуляции в подростковом возрасте
Для изучения и определения особенностей саморегуляции в подростковом возрасте, как правило, проводят эмпирические исследования.
Исследование можно провести с помощью следующих популярных методик:
- Опросник «Изучение стиля саморегуляции» (разработан В. И Моросановой);
- Опросник «Уровень субъективного контроля» (разработан Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткиндом);
- Личностный опросник (разработан Г. С. Прыгиным).
Эти опросники позволяют выявить типологические группы «автономных» и «зависимых», способы осуществления осознанной саморегуляции деятельности. Для определения связей параметров саморегуляции можно провести корреляционный анализ. Чаще всего для этой цели берется за основу критерий Пирсона. В осуществлении исследования могут помочь и различные программные продукты (например, программп «Statistica»).
Корреляционный анализ способен показать, что в подростковом возрасте формируется потребность к выделению значимых условий достижения целей в соответствии с развитостью и адекватностью оценки результатов. Она зависит также от способности к перестройке, внесению корректив в систему саморегуляции в случае изменения внешних и внутренних условий.
Особенности формирования саморегуляции у подростков
Подростки чаще всего полагают, что основная часть событий их жизни — это результат случая или действия окружающих людей. Как правило, они не считают себя ответственным за собственное состояние здоровья, построение коммуникации и межличностных отношений с другими людьми.
Подростки действуют импульсивно, поэтому не способны самостоятельно сформулировать программу действий. Многие из них сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности, после чего не считают необходимым вносить изменения в программу действий. Они действуют через пробы и ошибки. Это связано с тем, что подросток не наделен достаточной самостоятельностью и не готов к реализации своих жизненных планов.
У подростков формируется потребность в осознанном планировании деятельности. У них появляется желание придумывать варианты действий и поведения для достижения намеченной цели. Тем не менее, отличительная черта этого возраста заключается в том, что присутствует неадекватная оценка значимых внутренних условий и внешних обстоятельств. Ребенок в подростковый период не всегда может заметить изменение ситуации, поскольку у него нет личного опыта.
Саморегуляция подростков связана с тем, что у них начинает выражаться потребность продумывать свои действия. Они приписывают большую роль внешним обстоятельствам, поскольку отсутствует иерархия мотивов, цели слабые и нет еще устойчивых увлечений.
Для подросткового возраста характерно проявление настойчивости, упорства в достижении целей, умение преодолевать препятствия и сложности, способности к целенаправленной волевой деятельности. Тем не менее, в этот период сами цели, как правило, не обладают личностным смыслом, поскольку они ситуативны и заимствованы.
Еще Л. С. Выготский говорил, что для подростка свойственна «слабость цели». Он легко отказывается от поставленной цели по причине потери ее значимости. Нередки случаи, когда подростки ставят перед собой какую-либо цель и даже начинают делать шаги к ее достижению, но столкнувшись с проблемами, теряют к этому делу интерес. В этой ситуации происходит замена цели или полный отказ от нее.
Подростки, для которых характерна пластичность регуляторных процессов, обладают склонностью обвинять самих себя в разнообразных неприятностях. Они полагают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий.