Формы групповой психодиагностики
Групповая психодиагностика – это изучение определенных свойств группы для установления уровня проявления её социально-психологических характеристик.
Психодиагностика может быть не только индивидуальной, но и групповой, разделенной на две категории – групповая психодиагностика при помощи технических средств и психодиагностика групп без технических средств.
При использовании технических средств существуют определенные особенности, которые, прежде всего, связаны с наличием системы механизмов и приборов для совместной деятельности людей, а также задач для группы, суть которых в том, чтобы вывести систему из равновесия или, наоборот, привести в равновесие.
Действия участников группы сопровождаются показателями на табло прибора, наблюдаемыми всеми участниками группы.
Примерами такой психодиагностики являются:
- гомеостат – от участников эксперимента требуется привести стрелку устройства в определенное положение согласованными действиями. В результате этого исследования можно определить степень сработанности, совместимость членов группы, аутсайдерство, лидерство;
- механические интеграторы – это приборы, с помощью которых совместными действиями, например, надо провести стержень по лабиринту, т.е. осуществить какое-либо действие, с учетом скорости, речевых реакций, количества допущенных ошибок;
- пентограф – с помощью управляемого с нескольких пультов грифа на экране, необходимо нарисовать какой-либо объект;
- оценка качества объекта – это анонимный интегратор оценок, который применяется с целью изучения особенностей руководства и психологического климата в группе;
- совместные игры;
- автоматизированные анкеты.
Без применения технических средств групповая психодиагностика использует такие методы, как социометрия, шкала Бахиревой, коммуникометрия, референтометрия.
Суть социометрии заключается в том, чтобы поставить человека в ситуацию воображаемого выбора партнера по общению и деятельности той группы, к которой этот человек относится.
Данный метод использует допущение реальных человеческих предпочтений членов группы в соответствии с воображаемыми представлениями об этом процессе. Метод был предложен Дж. Морено.
Разновидностью социометрии является шкала Бахиревой – каждый член группы получает список всех её членов, получает критерий и шкалу оценки интенсивности. Недостатком этого метода является сложность в оценке объективности.
Что касается метода коммуникометрии, то он проводится в группах маленьких детей в виде процедуры распределения, например, игрушек, открыток и др.
Метод референтометрии проводится по социометрическим критериям, когда выбирать надо члена другой группы, это могут быть друзья, родственники, известные личности и др.
Типы диагностических методик
Современная психодиагностика все методы делит на формализованные и малоформализованные.
К формализованным относятся опрос-пики, тесты, проективная техника, психофизиологические методики, для которых характерна регламентация, точное соблюдение инструкций, определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя и др.
Методы дают возможность в довольно короткие сроки собрать диагностическую информацию.
Довольно часто методы определения индивидуально-психологических различий в научной литературе называют тестами, а диагностические пособия называют пособиями по тестологии. Но, психологическая сущность тестов и опросников, например, между собой совсем различны. В этой классификации особое место должны занимать психофизиологические методики, созданные в России и, представляющие собой оригинальные средства диагностики.
Тесты предназначены для того, чтобы установить количественные и качественные индивидуально-психологические различия между людьми, и состоят из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ – в этом заключается их отличительная особенность. Форма тестов может быть разная – индивидуальная, групповая, устная, письменная, бланковая, предметная, компьютерная, вербальная, невербальная.
Групповые тесты дают возможность проводить испытания с большой группой людей, их процедура детально разработана и от экспериментатора требуется её неукоснительное выполнение. Групповое тестирование требует строгого соблюдения условий эксперимента, а обработка результатов не требует высокой квалификации, тем более что они могут обрабатываться с помощью технических средств. Безусловно, есть и недостатки группового тестирования, это, прежде всего, меньше возможностей сотрудничать с испытуемым.
Недомогание, утомление, беспокойство, тревожность могут оказать влияние на результаты тестирования, поэтому они, как правило, дополняются индивидуальным тестированием. В этом случае взаимодействие между испытуемым и экспериментатором происходит с глазу на глаз. Индивидуальная диагностика очень важна в работе с самыми маленькими детьми.
Особенностью индивидуальных тестов является значительная затрата времени при их проведении.
По форме ответа различаются устные и письменные тесты, первые чаще всего бывают индивидуальными, а вторые – групповыми, которые могут носить открытый и закрытый характер.
По способам подачи заданий различаются бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.
Что касается вербальных и невербальных тестов, то они различаются по характеру стимульного материала.
Основным содержанием работы испытуемых в вербальных тестах являются операции с понятиями, мыслительные действия, которые осуществляются в словесно-логической форме.
Тестовый материал невербальных тестов представлен в наглядной форме – это могут быть чертежи, картинки, графические изображения и др.
Испытуемые должны понимать вербальную инструкцию. Выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции.
Широкое распространение невербальные тесты получили при оценке пространственного и комбинаторного мышления.
Групповая психодиагностика и особенности групповых обследований
Форма психодиагностического обследования зависит от цели и методик, используемых практическим психологом.
Участвуя в групповом обследовании, каждый человек получает бланк ответа и стимульный материал.
Во время группового психодиагностического обследования, люди обеспечиваются необходимыми условиями для сосредоточенной работы.
При групповом психодиагностическом обследовании, в котором участвует большое количество людей, экономится время, что является преимуществом – с одной стороны, а с другой стороны – точность и качество получаемой информации может пострадать.
Чтобы этого не произошло, после группового психодиагностического обследования используют индивидуальную психодиагностику – она помогает уточнить данные.
Сама процедура психодиагностики проходит последовательно, начиная со сбора данных в соответствии с поставленными задачами.
Далее идет обработка и интерпретация полученных результатов и в конце психолог дает заключение в виде диагноза или прогноза.
При групповой психодиагностике основная сложность в выявлении несформированности той или иной функции, отсутствие стандартизированных возрастных норм для различных категорий людей.
В подобной ситуации единственной возможностью проведения групповых обследований является разработка собственных нормативных показателей для различных категорий и возрастных групп. Безусловно, что данная работа требует от психолога эрудиции, опыта и времени.
Групповые виды диагностики, например, для подростков, помогают решить следующие задачи:
- из общего числа подростков выявить находящихся на обучении в коррекционной школе или специализированном классе и по каким-либо характеристикам выделяющихся из всего контингента одного возраста данного учреждения;
- с помощью личностных методик, включая проективные, дать оценку личностных характеристик подростков. Важно, чтобы после групповой диагностики прошел этап личностной диагностики с теми детьми, кто вызывает у психолога опасения по адекватности показанных ими результатов;
- исследование межличностных отношений в группе.
Решение данных задач накладывает довольно серьезные ограничения на возможность использования групповых методов психодиагностики.