Формирование ценностных ориентаций — это процесс, проходящий в ходе социального взаимодействия. Дети учатся регулировать собственное поведение и взаимодействие в зависимости от общепринятой в обществе системы ценностей. Дети младшего школьного возраста сензитивны в восприятии и осмыслении ценностей современной культуры.
Понятие и особенности ценностных ориентаций
Ценностная ориентация представляет собой категорию социальной психологии, которая включает идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основы оценки индивидом социальных объектов и событий.
Ценностные ориентации — это способы организации индивидом собственного поведения в зависимости от осознанных мотивов, которые возведены в ранг смысложизненных. В последнем определении ценностные ориентации выступают как индивидуальная идеология стиля жизни. Их формирование происходит в ходе усвоения социального опыта, а проявление обусловлено целями, идеалами, убеждениями и интересами.
В рамках структуры деятельности ценностные ориентации напрямую связаны с познавательными и волевыми аспектами личности, обеспечивая ее устойчивость и преемственность соответствующего типа поведения. Система ценностных ориентаций представляет собой содержательную сторону направленности личности, отражая внутреннюю основу отношения к действительности.
Понятие «ценностные ориентации» ученые рассматривают в качестве важнейшего аспекта мировоззрения личности. Б. Г. Ананьев утверждает в своих трудах, что «направленность личности на соответствующие социальные ценности представляет ее ценностную ориентацию».
Л. И. Божович считала ценностную направленность личности результатом существования определенной структуры мотивационной сферы человека, включая наличие в ней устойчивых доминирующих мотивов поведения.
Ценностные ориентации включены в состав ведущей направленности личности, и в любой интерпретации эта категория является важнейшим компонентом структуры личности. Именно она аккумулирует весь жизненный опыт, который накоплен человеком в ходе его индивидуального развития.
Усвоенные в процессе развития личности, ценностные ориентации используются индивидом как своеобразный эталон, с которым он сопоставляет собственный интерес, потребности и актуальное поведение. Особенно важным является то, что в пространстве социальной коммуникации ребенка ценностные ориентации стали объектом передачи социального и индивидуального опыта.
Характеристика ценностных ориентаций младшего школьника
В начале учебы в школе игровая деятельность ребенка сохраняется. Она носит общественный характер. Ребенок до 12 лет выполняет социальную роль в соответствии с ее содержанием, то есть, расширяет область взаимодействия с окружающей действительностью. В это время происходит формирование потребности в общении, познании, признании и самовыражении в социальном мире.
Особая функция образования заключается в его содержании, через которое оно способно закладывать фундаментальные основы культуры личности:
- Умственная,
- Нравственная,
- Экологическая,
- Эстетическая,
- Экономическая,
- Правовая сторона и др.
Основная деятельность первоклассника - обучение, которое концентрируется на формировании психических новообразований. Для него характерна результативность, исполнение обязательств и произвольность. На этой основе учебная деятельность младшего школьника является ведущей, позволяя определить важные изменения, которые происходят в развитии детской психики.
Данные изменения отражают самые существенные достижения развития младшего школьника, поскольку определены фундаментом, который обеспечивает развитие на следующем возрастном этапе.
Формирование ценностных ориентаций
Формирование ценностных ориентаций младшего школьника происходит на основе норм, которые приняты в социуме. Ценности играют роль в формировании личности, но в меньшей степени, поскольку возбудителями и направляющими аспектами поведения выступают мотивы. Ценности отличаются от мотивов тем, что они точно осознаются и принимаются индивидом.
Детский возраст ученые относят к периоду становления ценностных ориентаций, когда закладывается их начальный фундамент. Он формируется в ходе реализации процесса воспитания, направленного на регулирование внешнего влияния на личность. На основании этого ценностные ориентации — это объект целенаправленного формирования.
Младший школьный возраст считается достаточно сенситивным для развития ценностных ориентаций. Эта стадия развития школьника рассматривается в качестве основы формирования психических процессов и новообразований, включая теоретическое мышление, способности оперировать отвлечёнными понятиями, внутренний план действий и др.
Младшие школьники переживают существенный и важный этап развития мотивов поведения, отражающих качество личности любого учащегося. Один из наиболее распространённых мотивов нравственного отношения представлен идеалами.
В. С. Мухина писала, что дети способны приспосабливаться к предлагаемым ситуациям. Потребность соответствовать позитивному эталону поведения может приобретать для ребенка личностный смысл, тогда появляется ответственность в качестве черты личности.
Существует характеристика трёх стадий формирования ценностных ориентаций:
- Первая стадия включает познание, в процессе которого происходит знакомство личности с миром ценностей и ценностных отношений (проходит в младшем школьном возрасте);
- Вторая стадия концентрирует мыслительную деятельность индивида на переосмысление ценностей и формирование собственного «Я»;
- Третья стадия отвечает за формирование собственной шкалы ценностей и системы ценностных ориентаций (выбор точки зрения по отношению к реальности).