Развитие детской личности — это долгий и сложный процесс. Он направлен на саморазвитие, социализацию, укрепление черт характера. В ходе воспитания развиваются волевые качества и даются знания о морально-этических нормах поведения.
Формирование детской личности
Для детской личности характерны формирование самосознания и закладка первых представлений о самом себе. У ребенка образуются устойчивые формы социального взаимодействия, им усваиваются моральные и социальные нормы.
Исследуя социальное развитие детей, ученые рассматривают 3 базовых процесса, которые обеспечивают социальное научение:
- Классическое обусловливание;
- Инструментальное обусловливание;
- Научение, происходящее в ходе наблюдения.
Первый процесс заключается в том, что в результате научения условные стимулы связываются с безусловными. Инструментальное (оперантное) обусловливание можно наблюдать в том случае, когда дети случайно выполняют правильно (или неправильно) соответствующий элемент поведения. Данное поведение начинает подкрепляться посредством поощрения. В ходе осуществления последнего процесса ребенок учится чему-либо путем наблюдения и воспроизведения того, что видит.
Ученый А. Бандура предлагает модель научения и воспроизведения, которая включает 4 ступени. На первой из них происходит доминирование внимания, так как для развития детской личности в ходе научения нужно обратить внимание на образец. На следующей ступени происходит сохранение. В этом процессе ребенок интерпретирует поведение других людей, используя для этой цели познавательные навыки и категории. Так он учится сохранять информацию в памяти. Эффективность этого этапа отчасти будет зависеть от уровня когнитивного развития.
Часто процесс заканчивается на этой стадии, поскольку ребенок узнал и может вспоминать то, что делал другой человек. При выборе способа поведения, он может и не использовать данную информацию или, интерпретируя ее, поступит иначе. В итоге — результат научения, расположенный на уровне поведения, проявится спустя некоторый промежуток времени. Применение информации, сохранившейся в памяти ребенка, — это моторное воспроизведение, которое зависит полностью от моторных и когнитивных способностей.
Еще одна составляющая, которая обеспечивает социальное научение, представлена мотивационными процессами. Они предопределяют, будет ли происходить определенное действие. Наблюдение последствий поведения других людей влияет на соответствующее желание воспроизводить его.
Я-концепция и самооценка ребенка
Феноменология развития детской личности характеризуется тем, что практически в одно время с формированием процесса идентичности и представлений о себе ребенок начинает оценивать свои качества. На основе этого происходит возникновение и развитие самооценки.
Психологически процесс самооценки и формирование Я-концепции имеют существенные отличия. «Я-концепция», по сути, представлена в большей степени набором описательных, чем оценочных представлений о самом себе. Часть этой концепции может окрашиваться положительно и отрицательно, а определенная доля может оставаться нейтральной. Самооценка при этом является пониманием своих собственных качеств, включая их оценку.
Самооценка детей младше семи лет практически не поддается измерению. У маленького ребенка присутствует ожидание успеха в отдельных заданиях. Они начинают давать себе оценку в каждом отдельном случае, но у них отсутствует как таковая обобщенная самооценка. Дошкольники полностью собой довольны, они кажутся себе очень хорошими, и лишь спустя некоторый промежуток времени (к 9-10 годам) произойдет развитие вполне отчетливого чувства собственной ценности.
Еще одна важнейшая составляющая развития детской личности представлена формированием навыков просоциального поведения. Эту категорию психологи используют в процессе обозначения предписываемых в соответствующей культуре моральных действий. Последние определяются в качестве социально-положи-тельных (например, щедрость, оказание помощи другому человеку, сотрудничество, сочувствие).
Сотрудничество — это важная черта развития детской личности. Оно состоит в осуществлении совместной работы группы людей для достижения определенных целей. Просоциальное поведение, которое требуется для сотрудничества, как правило, развивается на основе личностных качеств (альтруизм, сочувствие). Просоциальное поведение детей может быть достаточно последовательным в различных ситуациях, при этом иногда происходят его ситуативные отклонения.
Влияние семьи на становление детской личности
Самое большое влияние на процесс развития детской личности на ранних его этапах оказывает семья. Родительское поведение предопределяет отношение ребенка к окружающему миру. Его описывают двумя парами признаков: неприятие/расположение, терпимость/сдержанность.
Родители, положительным образом настроенные в отношении детей, считают, что их ребенок наделен многими хорошими качествами. Они радуются общению с ним, принимая его таким, какой он есть. Строгие родители с доминирующим контролем (сдерживанием) начинают приписывать детям большое количество запретов. Они держат детей под пристальным надзором, строго определяя нормы поведения. Тем не менее, такие родители не всегда строго наказывают детей. От младшего школьника они чаще всего требуют сдержанного поведения, хороших отметок, умения вести себя правильно.
В подростковом возрасте родители хотят знать, каким образом дети проводят досуг. Они начинают интересоваться кругом их друзей, пытаются иметь информацию о сексуальном поведении, продолжая требовать хорошей учебы.
В зарубежной психологии рассматриваются 3 типа дисциплинарного воздействия на детей в ходе развития их личности:
- Власть (принуждение, приказ, физические наказания);
- Объяснение (похвала, рассуждение);
- Лишение родительской любви (игнорирование, неприятие).